07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДВИГАТЕЛЬ - НЕ ЧАЙНИК. КИПЕТЬ НЕ ДОЛЖЕН

Максимов Виктор
Опубликовано 01:01 27 Мая 2002г.
Стоило наступить теплу, и сразу в ставших уже привычными московских автомобильных пробках то здесь то там приходится видеть остановившиеся машины с клубящимся из-под капота, как из гейзера, паром. О том, в чем причина перегрева автомобиля в пробке (да и не только в ней), мы побеседовали со специалистами - кандидатом технических наук Виктором ЖУРБЕНКО и известным автогонщиком, мастером спорта, мастером производственного обучения Зеленоградской автошколы Сергеем ВАСИЛЬЕВЫМ .

- Одной из важнейших систем двигателя внутреннего сгорания является система охлаждения, действие практически всех систем двигателя зависит от ее правильной работы, - рассказывает Виктор Журбенко. - Каждый водитель знает, что двигатель может относительно безболезненно перенести перегрузку - он просто заглохнет, а после снятия излишней нагрузки как ни в чем не бывало запустится опять. Более или менее спокойно мотор прореагирует и на неисправности системы питания. Да, он будет "чихать", дергаться, капризничать, но после очистки и регулировки карбюратора или настройки инжектора заработает снова. Даже возрастание или чрезмерное уменьшение зазоров в клапанном механизме не вызовет катастрофических последствий, как максимум - замена нескольких клапанов и их седел. Неисправность же системы охлаждения приводит к большим неприятностям. Если двигатель переохлажден, то уменьшается количество тепла, переходящего в полезную работу, топливо конденсируется на стенках цилиндров, стекает в картер и разжижает масло. Это приводит к лавинообразному нарастанию износа деталей мотора и в конечном итоге к серьезному ремонту.
Еще хуже - перегрев двигателя. Начинается все с ухудшения наполнения цилиндров, потери мощности и детонации (взрывоподобного самопроизвольного воспламенения смеси), выгорания масла и как следствие - повышенного износа трущихся деталей, выплавления вкладышей, разрушения поршней, коробления головки и самого блока цилиндров. Словом, при "хорошем" перегреве двигатель за несколько минут можно легко довести до такого состояния, когда его ремонт окажется дороже нового мотора. Причиной же таких глобальных неприятностей может стать неисправность помпы, термостата, вентилятора охлаждения радиатора или всех трех систем вместе. Но не менее часто поломка бывает вызвана использованием некачественной охлаждающей жидкости.
- Система охлаждения двигателя должна всегда быть в идеальном состоянии, - рассказывает Сергей Васильев. - Нельзя забывать, что при сгорании топлива внутри цилиндра температура поднимается почти до 2000оС. Часть тепла расходуется на механическую работу, часть уходит с выхлопными газами, но и весьма значительная часть расходуется на нагрев деталей мотора. В большинстве автомобилей эта система весьма надежна, но тем не менее в идеале - ежедневно, а на практике - хотя бы раз в два-три дня ее состояние нужно контролировать. Делается это очень просто и много времени не занимает. Прежде всего осмотрите расширительный бачок. На нем не должно быть подтеков жидкости. Осмотрите шланги системы охлаждения. Все хомуты должны быть на месте, и под ними должно быть сухо. Внешние поверхности радиатора должны быть сухими и чистыми. Если радиатор забился пылью, мошкарой или травой (что часто бывает после загородных поездок), его нужно очистить жесткой щетинной щеткой (не металлической) и продуть воздухом или промыть струей воды под напором, направив ее со стороны моторного отсека наружу.
Очень внимательно отнеситесь к натяжению ремня привода генератора. На "классических" "Жигулях", "Волгах" и "Москвичах" этот же ремень приводит в движение помпу, а на старых моделях еще и вентилятор. На современных моделях вентилятор охлаждения радиатора электрический. Его больное место - установленный на радиаторе датчик включения. Если стрелка указателя температуры подошла к "красной зоне", а вентилятор не включается, немедленно остановитесь и соедините вентилятор напрямую с аккумулятором.
- Обязательно очень внимательно следите за состоянием охлаждающей жидкости, - продолжает Сергей Васильев. - К сожалению, сейчас в продаже оказалось очень много жидкостей, мягко говоря, не очень высокого качества. Требования, которые предъявляются к таким жидкостям, очень строгие. Для эффективного охлаждения они должны обладать высокой теплоемкостью, для того чтобы в радиаторе жидкость хорошо охлаждалась, она должна иметь высокую теплопроводность. Разумеется, в мороз жидкость не должна замерзать. Еще одно важное требование - жидкость не должна вызывать коррозию деталей двигателя, а в идеале должна ее блокировать. Должна она обладать и моющими свойствами. Это крайне важное обстоятельство, поскольку эффективность теплообмена существенно зависит от наличия на стенках охлаждающей рубашки мотора грязи и накипи - слой накипи всего в 1 мм снижает эффективность теплопередачи почти вдвое.
- Требования к свойствам охлаждающей жидкости, о которых рассказал Сергей, очень важны, - поддержал коллегу Виктор Журбенко. - На рынке сейчас разных составов много, но, на наш взгляд, одними из лучших являются продукты, выпущенные промышленной группой "Спектр-Авто".
При подготовке спортивной машины к гонкам мы в последнее время стали использовать жидкость "Спектрол-Антарктида". Не скрою, нашли мы ее случайно, когда на одной из гонок вышел из строя термостат, двигатель "закипел", и во время перерыва мы были вынуждены заняться ремонтом. В соседнем магазине купили "Антарктиду", исключительно глядя на марку "Спектрол". Дело в том, что мы уже давно используем продукцию "Спектрола" - смазки, тормозную жидкость, присадки. Не ошиблись мы и в этот раз. Даже в очень жестких условиях соревнований система охлаждения, заполненная "Антарктидой" работала идеально. На соревнованиях многие виды жидкости при высокой нагрузке начинают пениться и система охлаждения не справляется со своей работой. Эту же жидкость нам вспенить так и не удалось. Температурные пределы работы этой жидкости, заявленные производителем от -40о до + 50о С. Нынешней зимой мы выезжали в Тюменскую область, где мороз зашкаливал за - 40о, и даже в этой ситуации двигатель не "разморозился".
- При очередной профилактике двигателя мы обратили внимание на то, что система охлаждения идеально чиста, - продолжает разговор Сергей Васильев. - Так проявилось еще одно замечательное свойство "Спектрол-Антарктиды". Кстати, замечу, что обычный срок службы охлаждающей жидкости не превышает двух лет. "Антарктида" благодаря комплексу специальных стабилизаторов работает не менее трех лет. Эта жидкость рекомендована АО "АвтоВАЗ" для применения в гарантийный и послегарантийный период.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников