КАНН ОЗОЛОТИЛ АМЕРИКАНСКОГО "СЛОНА",

Председателю жюри 56-го Каннского фестиваля Патрису Шеро можно только посочувствовать: не успела во дворце на набережной Круазетт завершиться торжественная церемония вручения наград этого самого престижного киносмотра в мире, как на его голову со всех сторон посыпались упреки.

Соотечественники ставят в вину этому режиссеру интеллектуального театра и кино то, что в числе призеров не оказалось ни одного французского фильма, ни одного французского режиссера, ни одного французского актера. И это при том, что страна - устроительница фестиваля представила только на конкурс четыре ленты, были мобилизованы крупнейшие киносилы. "Малышку Лили", модернизированную версию чеховской "Чайки", показал маститый режиссер Клод Миллер. Его не менее значимый коллега Франсуа Озон, автор нашумевших "Восьми женщин", представил на суд сильную ленту "Бассейн". Ни та, ни другая не были отмечены. Жюри также проигнорировало сыгравшую в этих двух фильмах великолепную молодую актрису, по общему признанию, "белокурое открытие Канн-2003" Людивин Санье. Явно был обижен и матерый Бертран Блие со своими "Котлетами", фильмом пускай неровным, но местами блистательным и очень смешным, который в виде пьесы вот уже несколько лет гремит на парижских театральных подмостках. Тем более, возмущаются критики, обидно за великолепный, искрометный дуэт "Котлет" - ветеранов французского кино Филиппа Нуаре и Мишеля Буке, которые явно были достойны каннского признания.
К этому хору недовольных соотечественников Патриса Шеро присоединяют свои голоса и многие другие, кто считает, что главные призы достались совсем не тем, кто действительно этого заслужил. И в первую очередь называют "натяжкой" и даже "ошибкой" присуждение сразу двух наград - наивысшей "Золотой пальмовой ветви", а также приза за режиссуру ленте американского режиссера Гаса Ван Санта "Слон". В этой картине один из представителей так называемого "независимого" американского кинематографа возвращается к реальным событиям четырехлетней давности, когда в школе города Колумбайн, штат Огайо, разыгралась трагедия: школьник открыл стрельбу из целого арсенала винтовок и пистолетов по своим товарищам, в результате чего многие из них погибли. Действие в картине разворачивается на протяжении нескольких часов до и во время побоища, кинорассказывается попеременно от лица нескольких участников трагедии. Гас Ван Сант избегает морализаторства, дает возможность зрителям самим делать выводы о причинах насилия в современной Америке. Объясняя, откуда взялось столь странное название ленты, режиссер рассказывает индийскую притчу о слепых, перед которыми оказался слон. Один прикоснулся к ноге великана и сказал, что перед ним дерево. Второй дотронулся до огромного уха и произнес: "Опахало". Третий провел рукой по хоботу и отдернул ее с криком "Змея!"... Так и в фильме его действующие лица указывают на какие-то стороны страшного явления, будь-то свободная торговля оружием или кровь, потоками льющаяся с кино- и телеэкранов, а уж зрителю - объединять их в единое страшное "слоновье" целое.
Вторая по весу награда Канна-2003 "Гран-при" "свалилась" на голову турецкому режиссеру Нури Бильге Сейлану за фильм "Узак". В этой достаточно монотонной работе исследуются душевные мучения некоего Махмута, бывшего фотографа средних лет, который замыкается в своем ничем не примечательном мирке. Он окружен книгами, порнофильмами и мечтами, которым не суждено сбыться. Его покой нарушает племянник, в поисках лучшей доли приезжающий из провинции. Такой вот сюжет. Исполнителям главных ролей Музафферу Оздемиру и Мехмету Эмину Торпаку (недавно скончавшемуся) были присуждены призы за лучшую мужскую работу. Этот триумф турецкого кино в Канне некоторые остряки назвали "цепной реакцией Евровидения", песенного конкурса в Риге, на котором соотечественница Нури "отхватила" первое место.
Если откровенно, то призов ни для кого не жалко. При условии, что в конкурсе не было бы других, более достойных работ. В этом году среди них первая - "Нашествие варваров" канадского режиссера Дени Аркана. Этот фильм никого в Канне не оставил равнодушным. "Вот, наконец-то, лента, которая заставляет вас дышать всей грудью, смеяться, рыдать, думать, сопереживать и восхищаться", - писала о "Нашествии" на страницах парижской газеты "Фигаро" кинокритик Мари-Ноэль Траншан. И это так. Профессору университета, жизнелюбу, острослову и весельчаку ставят страшный диагноз: жить осталось считанные дни. Бывшая жена вызывает из Лондона сына. Профессор, который себя называет "разгульным социалистом", находится с ним в мировоззренческих контрах: тот - удачный биржевый маклер, то есть "варвар" и "амбициозный капиталист". Сын бросает дела, перебирается домой, в Канаду, и делает все для того, чтобы скрасить последние отцовские дни. Вызывает всех его друзей и подружек (профессор, судя по всему, большой "ходок", давно уже не живет с матерью, но теперь все житейские мелочи отходят на задний план), даже добывает по совету приятеля-врача кокаин для того, чтобы снимать невероятные боли. Наркоманка Натали, дочь одной из бывших любовниц, делает профессору инъекции и учит его, безбожника, как "понять и принять тайну" последнего "варварского нашествия" - смерти. Этой ленте десять минут стоя аплодировал зал Дворца на Круазетт. К тому же она выше прочих оценивалась киножурналистами, а их в Канне было около четырех тысяч человек. Поэтому призы, полученные "Нашествием варваров" в Канне, а именно за лучший сценарий и за лучшую женскую роль, который достался молодой канадской актрисе Мари-Жозе Кроз (наркоманка Натали), здесь многие расценивают в качестве утешительных.
Российское кино в Канне было представлено последней лентой Александра Сокурова "Отец и сын". Как и многие другие работы режиссера, она вызвала неоднозначную реакцию на фестивале, хотя многие знатоки кино дали высокую оценку этой второй картине из трилогии, посвященной отношениям между родными по крови. Первая, "Мать и сын", напомним, вышла лет пять назад. Теперь вот "Отец и сын". В парижской "Либерасьон" ленту сравнивают с полотном итальянского мастера Караваджо. И, действительно, Сокуров создал произведение искусства в той пограничной зоне, где живопись трансформируется в кино, и наоборот. Картина, посвященная любви двух близких людей, сделана с большим мастерством, целомудрием, она наполнена глубоким смыслом и той мистической атмосферой, которой проникаешься, попадая в музейные залы древних миров. "Отец и сын" получил приз ФИПРЕСИ - Международной федерации кинокритиков. Жаль, что профессионалам из этого объединения не поручают присуждать "Пальмовую ветвь"...