ЧЕМ "МОЕ" ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ "НАШЕГО"

На минувшей неделе сошлись события и даты, которые во многом определили содержание публицистических программ. Очередная годовщина создания пионерской организации. Включение Москвы в пятерку городов, которые поспорят за право стать столицей Олимпиады 2012 года. День памяти тех, кто погиб от СПИДа. На разных телеканалах в связи с этим активно обсуждались политические, экономические, нравственные проблемы.

В день рождения пионерии программа "Дата" (ТВЦ) задала своим зрителям в прямом эфире вопрос: "Нужны ли России массовые детские организации?" И предложила на выбор три варианта ответа: нужна одна организация, нужно много организаций, они не нужны вовсе. Не только люди в студии, но и звонившие в прямой эфир зрители в подавляющем своем большинстве - 93% - высказались за воспитывающие в духе коллективизма детские общественные объединения. Причем явное предпочтение перед большим числом нынешних, малочисленных и слабых, было отдано одной мощной организации.
В минувшее воскресенье во "Временах" В.Познера обсуждали уже молодежную политику государства. Тут участники разговора вынуждены были признать, что в последнее время никакой политикой в работе с молодежью государство наше похвастать не может. Впрочем, в эфире разгорелся спор: а нужна ли она, эта самая политика? Не лучше ли в наше свободное, демократическое время предоставить каждому вступающему в жизнь самому вырабатывать свои жизненные принципы?
К чему может привести "свободное" формирование нравственных позиций, - показал последний выпуск "Основного инстинкта". Там обсуждалась достаточно новая и острая тема: приватизация памятников культуры. Проблема встала вынужденно: у нашего государства нет средств для содержания исторических зданий, дворянских усадеб, значительного числа музеев. И оно готово продать их людям, способным вложить в старину немалые деньги. Как это делается на Западе.
Впрочем, там, в странах, где, как нам постоянно внушали, господствует крайний индивидуализм, хозяева памятников культуры не забывают, каким бесценным достоянием они обладают. Они не только бережно сохраняют его, но и позволяют людям любоваться классической красотой, оказавшейся в частной собственности. Не то у нас. Нынешнего российского богатея, привыкшего за эти годы к вседозволенности, не очень-то привлекают разного рода ограничения: нельзя ничего перестраивать, надо пускать туристов, подчиняться постоянному контролю. В телепередаче нам поведали об одном "новом русском", который за недолгое время владения исторической усадьбой так "улучшил" ее по своему вкусу, что государству с немалым трудом удалось, отобрав ее, восстановить былое совершенство.
Тревожная тенденция резкого деления на "я" и "они" еще откровеннее сказалась в пятничный вечер в "Свободе слова" (НТВ), посвященной выходу Москвы в "финал" состязания за право провести у себя Олимпиаду-2012. На первый взгляд в передаче этой не было особой драматургии: ну что тут, скажите, обсуждать, ведь решение МОК должно бы обрадовать не только москвичей, но и всех россиян. Говорю "должно бы", потому что С.Шустер представил дело так, будто Олимпиада сделает Москву еще богаче, а российскую провинцию - еще беднее. Что на проведение всемирного праздника спорта Москва потратит из госбюджета громадные суммы, которые недополучат медицина, образование, другие остро необходимые обществу сферы.
И сколько ни возражали на это весьма компетентные и занимающие высокие посты люди, сколько ни приводились в пример все последние Олимпиады, которые оказывались весьма прибыльными, настроение "нас собираются ограбить" в ходе передачи лишь усиливалось. Не стану ввязываться в спор. Дело тут не в экономике, а в нас. В том, что мы в последние годы на многое, если не на все, стали смотреть со своей "точки зрения", забыв, что, кроме "моего", на свете есть еще и "твое", а главное - есть и "наше"...