МОСКВУ УДАРИЛО ТОКОМ

Просто поразительно, до чего хрупким и незащищенным оказывается порой наш житейский уклад. В мирное время, без наводнений, землетрясений и террористов авария на одной обветшавшей электроподстанции "Чагино" порушила многие сферы жизни значительной части столицы и еще трех областей - Московской, Тульской и Калужской (см. репортажи наших корреспондентов). Почему? Как это могло случиться?

zПолтора года назад, когда аналогичная авария на американском континенте оставила без электричества Нью-Йорк, Детройт, Кливленд, Торонто, Оттаву и т.д., экс-министр энергетики США Билл Ричардсон сказал: увы, энергосистема Соединенных Штатов "достойна стран третьего мира". Наш глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс тут же гордо прокомментировал: в России "ничего подобного не случалось и случиться не должно". На самом деле аварии на подстанциях того же "Мосэнерго" бывали не реже раза в квартал. Но в условиях единой системы дежурный диспетчер попросту выключал лишние генерирующие мощности или, наоборот, отключал какую-то часть потребителей - и сеть спокойно выдерживала "местный катаклизм". В ходе нынешней энергореформы "Мосэнерго" разделили на 14 компаний, подстанция "Чагино" отошла не к генерирующей, а к "Магистральной сетевой компании" - когда случилось ЧП, никто не "рванул рубильник". И пошла "плясать" одна губерния, вторая, третья... Вразнос...
Один из идеологов реформы, ныне сенатор Валентин Завадников (пришедший в Совет Федерации из РАО ЕЭС), теперь говорит, что мы еще легко отделались, ибо "сработала система защиты энергосистемы от более тяжких последствий". И теперь "для того, чтобы такого не происходило в дальнейшем, нужно завершить реформу отрасли, чтобы за каждый конкретный объект деятельности отвечал конкретный собственник конкретными деньгами". Слова совершенно правильные, за чем же дело стало? Ведь и сама энергомонополия, и ее "дочки" давно перешли в разряд коммерческих компаний, выручка РАО за прошлый год (минус НДС, акцизы и т.п. обязательные платежи) составила 34,4 млрд. рублей, валовая прибыль 28,3 млрд. рублей. Зарплаты у менеджеров тоже вполне "коммерческие".
И всего за один день 25 мая этот энергогигант принес Москве и трем областям убытков, по некоторым утверждениям, на 25 - 30 млрд. рублей (одна Москва за сутки создает полезного продукта не менее чем на 15 млрд. рублей). Кто и как за это ответит? Кто оплатит убытки пищевой индустрии и торговли, выбрасывающих сейчас на свалку сотни тонн размороженных и уже испортившихся продуктов? Кто компенсирует потери авиапассажирам, не сумевшим попасть в аэропорты (практически все рейсы недосчитались 20 - 30 человек)? Кто возместит, наконец, бешеные деньги на проезд, которые тратили самые обыкновенные москвичи, добиравшиеся в тот день по домам на перекладных?
Объяснения топ-менеджеров: мол, оборудование старое, подстанция "Чагино", построенная в 1962 году - не выдерживает никакой критики. Для кирпичных стен 40 лет - не возраст, а если энергооборудование не подвергалось регулярным ремонтным работам, виновных нужно наказывать. Впрочем, звучали и экзотические версии: мол, из-за жары медные провода "вытянулись, раскачались и перемкнулись..."
Есть и еще один аспект высветившейся проблемы - неготовность наших городов и весей к чрезвычайным ситуациям. В эти дни было отдано немало рапортов об ударном труде бойцов МЧС, других аварийных служб, добровольцев и т.д. Но если судить "по гамбургскому счету", и то возникает немало простых вопросов.
Например, почему в моменты любых катаклизмов население остается без какой-либо внятной информации о том, что случилось, что делается для устранения беды и что делать нам, конкретным людям, попавшим в кризисную ситуацию? 25 мая не было исключением - в метро, на улицах, в домах вполне исправно работало разве что "сарафанное радио".
Или, скажем, почему устанавливаемые в домах лифты не имеют резервного (аварийного) питания, и застрявших там при аварии людей должны извлекать из кабин бойцы МЧС? А 25 мая в плену оказывались еще и жильцы домов, подъезды которых оснащены электронными кодовыми замками.
А почему при любой аварии без связи, без компьютерной базы данных и т.д. остаются отделения милиции и подстанции "Скорой помощи"? Хотя именно в такие минуты, часы и дни они обязаны быть во всеоружии?.. Так что есть вопросы - но граждан больше интересуют ответы.
ВЛАДИМИР ПУТИН:
НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ ТЕКУЩЕЙ РАБОТОЙ
- ...Что касается причин, то, по предварительным данным, они носят технологический характер. Я думаю, можно говорить о недостаточном внимании руководства РАО ЕЭС к текущей производственной деятельности компании. Нужно заниматься не только проблемами, связанными с глобальной политикой в области энергетики и реформированием компании, но и текущей оперативной работой.
Думаю, что это проблема, связанная не только с износом оборудования, хотя это тоже так, потому что на подстанции, где произошла авария, основное оборудование - образца еще 1962 года, но и с низкой компетенцией тех, кто должен был обслуживать и вовремя ремонтировать все, что находится в состоянии, требующем ремонта.