АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: РУССКИЕ ТЕАТРЫ В ЗАРУБЕЖЬЕ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ

Уже год работает Центр поддержки русского театра за рубежом. Это самое молодое подразделение Союза театральных деятелей успело за короткий срок заявить о себе целым рядом интересных и разнообразных проектов. Мы обратились с просьбой рассказать о работе центра к председателю СТД Александру КАЛЯГИНУ.

- Александр Александрович, в мае прошлого года вы встретились с президентом России Владимиром Путиным и, насколько нам известно, именно после этой встречи было принято решение о создании центра. Как родилась эта идея?
- Она, что называется, носилась в воздухе. Подумайте сами: потеряв единую страну, мы утратили единое театральное пространство, которым гордились на протяжении десятилетий. Понятие "советский многонациональный театр" было не идеологами социализма выдумано, оно существовало реально, включая в себя и национальные театры, и русские театры в каждой из советских республик. Они существовали в едином культурном поле, не случайно ведь и сегодня многие труппы русских театров состоят из артистов коренной для страны национальности. В русских театрах Армении, Таджикистана, Узбекистана артисты этих театров оказались хранителями русского языка и традиций русского психологического театра. Они это ощущали и гордились своей миссией.
Потом все рухнуло, и случилось так, что национальные театры стали предметом заботы Международной конфедерации театральных союзов, а русские театры оказались в каком-то смысле на обочине. Я бесконечно благодарен людям, которые пытались что-то сделать для этих театров, - Кириллу Юрьевичу Лаврову, возглавляющему конфедерацию, Юрию Мефодьевичу Соломину, который возглавил ассоциацию "МАРТ", объединившую русские театры национальных республик. Но все эти благородные действия должны были как-то соединиться. Так возникла идея центра, одобренная и всемерно поддержанная администрацией президента РФ, Министерством иностранных дел РФ. Теперь программа государственной и общественной поддержки русских театров осуществляется под патронатом президента.
- А что входит в эту программу? Ведь, наверное, у каждого из этих коллективов есть свои потребности. Как вы можете все учесть и всем помочь?
- Конечно, каждый театр нуждается в чем-то своем. Например, в прошлом году было разрушено здание Туркменского русского театра имени Пушкина, и мне пришлось обратиться к президенту Туркменистана с письмом: сохранить труппу, которая на протяжении долгого времени представляла на сцене русскую классику и современную драматургию. В результате театру было предоставлено помещение, а в ноябре вся труппа приехала в Москву. На протяжении недели артисты занимались сценической речью, сценическим движением, встречались с Юрием Соломиным, Кириллом Лавровым, Константином Райкиным, Сергеем Женовачем, смотрели московские спектакли. Сейчас, когда Русский театр имени Леси Украинки в Киеве переживает трудные времена, я в числе других деятелей культуры России подписал письмо в защиту худрука прославленного театра Михаила Резниковича. И, по последним сведениям, ситуация там более или менее налаживается. Это и есть, на мой взгляд, реальная поддержка. Такая же, как отправка педагогов по речи и движению в театры Украины, Белоруссии, Молдавии или приглашение режиссеров из Грузии, Армении, Узбекистана, Казахстана и других стран на мастер-классы Анатолия Васильева и Леонида Хейфеца в Москву, или формирование постановочных групп для новых спектаклей в Таллине, Кишиневе, Днепродзержинске, Гомеле, Бишкеке, Ашхабаде, Тирасполе...
- Как вы определяете, кому нужна помощь в первую очередь, а кому, например, во вторую?
- Во-первых, я хотел бы воспользоваться определением, которое дал нашей работе известный режиссер Анатолий Иванов. Он ставил спектакль в Кишиневе и на одной из пресс-конференций сказал: "Мы не "скорая помощь", которая приходит иногда в последнюю минуту, мы поддерживаем того, кто сам стоит на ногах, но порой не может сделать первый шаг. Вот тут мы и берем его под локоть... " Мы исходим из просьб и пожеланий театров, которые сами начали обращаться в центр, как только он возник. Первое, что было сделано, это попытка создать более или менее точную базу данных по театрам, разослать анкету, определить их нужды и послать туда наших экспертов-критиков. И картина сложилась довольно определенная. На фестивале "Встречи в России", который в апреле мы проводили вместе с фестивальным центром "Балтийский дом" в Санкт-Петербурге, впервые собрали завлитов русских театров стран СНГ и Балтии. Так что, как видите, работа у нас идет в самых разных направлениях.
- А включает ли это и гастроли?
- Конечно. Мы проводим их совместно с МИД РФ. В прошлом году в десяти городах России побывали со своими спектаклями Русский театр из Бишкека, Русский театр имени Грибоедова из Тбилиси и Русский театр имени Станиславского из Еревана. В апреле мы провели два больших фестиваля: "Встречи в России" и "Чеховские сезоны в Ялте-2005", а завершить наш первый год надеемся фестивалем в Москве. Он будет называться "Парад Победы", потому что афиша составлена из спектаклей, поставленных российскими режиссерами в русских театрах стран СНГ к Дню Великой Победы. Фестиваль будет проходить в нашем Театральном центре "На Страстном" с 21 по 24 июня. Приходите. Я надеюсь, эта встреча равнодушным никого не оставит...