ЛЬГОТЫ СОГЛАСНО ШТАТНОМУ РАСПИСАНИЮ

Каждая третья компания в Москве предлагает своим работникам льготы на товары и услуги, чаще всего производимые самой компанией. Скидки и право бесплатного пользования разными благами становятся распространенным способом удержания кадров в условиях их дефицита.

Рост зарплат в стране теперь уже вдвое перекрывает инфляцию. Средняя номинальная заработная плата россиянина, по данным Росстата, за последний год выросла на 28% (сравнивались данные за апрель 2007 и 2008 годов).
Работодатели ищут способ если не остановить гонку зарплат, то хотя бы замедлить ее. Льготы для сотрудников становятся все более популярным инструментом. В Москве процент компаний, имеющих собственную систему льгот, за минувший год почти удвоился. В ближайшее время эта тенденция должна перекинуться и на регионы.
Около 37% столичных предприятий предлагают своему персоналу скидки на разнообразные товары и услуги - это данные исследования, проведенного агентством "АНКОР". Год назад таких компаний было 22%.
Самыми щедрыми, по данным "АНКОРа", являются торговые и сервисные компании. К практике продажи собственной продукции сотрудникам со скидкой прибегают две трети таких работодателей. В Москве этой политики придерживаются, например, сети магазинов Adidas, "Белый Ветер", "Манго", "Фамилия", "Терволина", "Метро", "Эконика".
Интернет-провайдер "Комстар Директ" (торговая марка "Стрим") предоставляет штатному персоналу льготный доступ в интернет, а сотовый оператор "ВымпелКом" (сеть "Билайн") даже рядовым сотрудникам предоставляет бесплатно связь с лимитом 2500 рублей в месяц. При этом "ВымпелКом", как и многие другие работодатели, не очень охотно включает в социальный пакет сотрудника услуги сторонних компаний. "Мы лучше больше заплатим нашему работнику, а он пусть сам решает, на что деньги тратить", - объясняет политику "ВымпелКома" вице-президент по работе с персоналом Марина Новикова.
У компаний тяжелых отраслей меньше возможностей давать такие льготы, зато у многих из них с советских времен имеются социальные объекты. Например, в нефтяной компании "ТНК-BP" сотрудник может поехать в санаторий Черноморского побережья за 10% от стоимости путевки, а работники крупнейшего в отрасли Челябинского цинкового завода имеют возможность вне очереди устроить своего ребенка в детский сад.
СКИДКА НА СТОРОНЕ
Даже работодатели, не имеющие собственной привлекательной для сотрудников продукции и социальных объектов, прибегают к льготам чаще, чем было год назад. В Москве с 7% до 9% выросло количество компаний, предлагающих работникам дополнительные пенсионные отчисления. В частности, банк "Уралсиб" добавляет 2500 рублей к ежемесячным выплатам сотрудников в Пенсионный фонд.
Около 38% компаний оплачивают питание работников. В авангарде опять же идут розничные сети, в первую очередь крупные продуктовые - "Ашан", "Авоська", "Седьмой континент", "Мосмарт".
Примерно 70% российских компаний заманивают работников транспортными льготами. Например, розничные сети "Метро" и "Леруа Мерлен" готовы оплатить стоимость проезда до работы. Некоторые компании, нанимая иногородних сотрудников, оплачивают им аренду жилья в столице, например сети "Новый книжный" и Sela.
Самым популярным пунктом социального пакета является оплата мобильной связи. Ее применяют до 90% компаний в России. Сумма компенсаций для рядовых сотрудников обычно начинается с 1000 рублей. Если вам дают меньшую компенсацию, объясните начальнику, что он отстал от жизни.
ЦИФРЫ
20-30%
доходов россиян составляют надбавки к зарплате
48%
компаний используют систему надбавок
52%
компаний в России прибегают к штрафам работников
Источник: "АНКОР"