И в XXI он - первый

Евгений Евтушенко в очередной раз доказал, что поэт в России - больше, чем поэт

После почти двухлетнего перерыва, вызванного тяжелой болезнью, в Россию приехал выдающийся поэт Евгений Евтушенко, который вот уже много лет преподает русскую литературу в США. Каждое его возвращение на родину подобно извержению вулкана: поэт без устали выступает перед публикой, встречается с коллегами, читателями, издателями, записывается на телевидении и радио. И все это в сумасшедшем ритме, когда одно мероприятие накладывается на другое...

Вот и на встречу с читателями в книжном магазине «Молодая гвардия» на Полянке Евгений Александрович опоздал на целый час. Оказалось, поэта пригласили прочесть лекцию в Государственной думе. Между прочим, это первый случай «поэтического» выступления для думцев, — до сих пор там слушали только политиков, экономистов, военных: Повод: ровно 25 лет назад Евтушенко с огромным отрывом от конкурентов был избран в Верховный Совет СССР.

Пока Евгений Александрович общался с законодателями, публика в магазине разогревала саму себя чтением вслух строчек из богатейшего творческого наследия Евтушенко: «Весенней ночью думай обо мне», «Всегда найдется женская рука», «Прощание с красным флагом» и другие его шедевры. Никому и в голову не пришло уйти, наоборот, аудитория только прибывала. Внес свою лепту в поэтический хоровод и обозреватель «Труда», процитировав юморное двустишие Евтушенко, написанное им еще в 1947 году: «Был бы я моей женой, / Не расстался бы со мной».

Тут под взрыв общего хохота в зал, опираясь на плечо своего младшего сына Жени Евтушенко, вошел и сам прославленный поэт. Исхудавший, заметно прихрамывающий после операции на правой ноге, в результате чего он остался без ступни, но не утративший своей сумасшедшей витальной энергии.

— Не подумайте, я не загулял, я совершенно трезвый, — в тон общему настроению пошутил поэт. И серьезно добавил: — Меня задержали неотложные дела. Но то, что вы не ушли, дождались меня, — я этот день никогда не забуду!

Намек на трезвость поэта был понят буквально, тут же в недрах читательских баулов нашлась емкость с разливной молдавской «Изабеллой». Поэт высоко оценил заботу и, пригубив ароматный напиток, начал читать стихи из нового поэтического сборника «Я пришел в ХХI век». Чтение стихов он перемежал устными новеллами, ностальгическими воспоминаниями, точными и тонкими комментариями, в том числе на злобу дня. «Поэт в России — больше, чем поэт», — когда-то с гениальной простотой и глубиной сформулировал Евтушенко свое творческое кредо. Он остался верен ему и сегодня.

— Меня упрекают порой, что я, дескать, бросил Родину, — говорит Евгений Александрович. — Слышать это неприятно и обидно. Последние два года я не приезжал в Россию только потому, что одна операция буквально следовала за другой. Меня спасла, выходила жена Маша. Сейчас чувствую себя хорошо. И продолжаю преподавать в американском университете города Талса русскую литературу, кино. Занимаюсь этим уже 20 лет. В чем, если угодно, чувствую свою миссию. И сейчас объясню почему. Мой предок Иосиф Байковский еще на заре ХХ века мечтал соединить Беринговым тоннелем Чукотку и Аляску. То есть он вынашивал идею проложить дорогу между Россией и Америкой, у него были даже чертежи этого проекта. Если бы его мечта сбылась, история человечества, мне кажется, могла бы сложиться по-другому. Общее дело по прокладке тоннеля, дороги сдружило бы наши, да и другие народы. Не было бы тех «холодновойновых» ветров, которые время от времени дуют между нашими странами. Читая американским студентам «Капитанскую дочку» Пушкина, стихи Лермонтова, Блока, Ахматовой, Пастернака, показывая им фильмы Тарковского, или «Холодное лето пятьдесят третьего...» Александра Прошкина, или «12» Никиты Михалкова, который, кстати, мои студенты ценят больше, чем американскую версию этой истории, я, если угодно, прорываю свой Берингов тоннель. Разве могут мои студенты после знакомства с этими выдающимися произведениями русской культуры быть нашими врагами?

Два часа без устали читал поэт старые и новые стихи, потом подписывал желающим свои книги. Перед самым закрытием магазина, когда волна книгочеев схлынула, подошли к Евтушенко и мы. Подписывая книги для наших коллег по «Труду», с которым у прославленного поэта особые отношения (на протяжении двух лет он вел на страницах нашей газеты поэтическую рубрику), Евтушенко заодно поведал нам о своих творческих планах. В самое ближайшее время он собирается выступить с чтением своих стихов в целом ряде российских городов, включая Москву. Уже побывал в Твери, Брянске, Владимире, Томске, и везде его выступления на публике вызывали взволнованный отклик.

В более отдаленных планах — съемки авторского фильма по знаменитой поэме шестидесятых годов «Голубь в Сантьяго». Другая поэма — «Коррида» — просится, по мнению поэта, быть положенной на музыку. На ее основе может получиться острый, актуальный рок-спектакль или оратория, симфония о нашем разодранном противоречиями мире, в котором, тем не менее, человечество обязано жить в мире...

Евгений Александрович даже обратился к «Труду» за советом, кого из современных русских композиторов привлечь в соавторы. Мы не были сильно оригинальны, ответив, что рядом с известными мэтрами Максимом Дунаевским, Геннадием Гладковым, Владимиром Дашкевичем, Александром Журбиным пока трудно поставить кого-то из более молодых. Впрочем, назвали и их. Евгений Александрович старательно записал к себе в блокнот несколько имен...