Бесы крупные и помельче

Просмотр «Бесов» Владимира Хотиненко на «России 1» оказался делом непростым: между монологами Ставрогина и Верховенского вклинивался Дмитрий Киселев

Просмотр «Бесов» Владимира Хотиненко на канале «Россия 1» оказался делом непростым. То с улицы вдруг неистово кричали «ура!» хоккейные болельщики. То Дмитрий Киселев вклинивался между монологами Ставрогина и Верховенского и, энергично жестикулируя, подводил политические итоги недели.

У «Бесов» Достоевского особая судьба. В советские годы этот роман издавали разве что в редких собраниях сочинений. Среди диссидентствующей публики существовало убеждение, что это предсказание печального будущего России. Не зря же, по легенде, на памятнике писателю работы скульптора Меркурова, в 1918-м установленном новой властью на Цветном бульваре, тут же появилась меловая надпись: «Достоевскому от благодарных бесов».

Владимир Хотиненко не хотел снимать фильм о трагической роли терроризма в истории страны. Он хотел рассказать о том, как антигуманные методы борьбы, применяемые ради неких высоких целей, разрушают человеческую душу.

Еще «Бесы» считаются одним из самых скучных романов Федора Михайловича. С вычурными монологами, надуманными ситуациями. И-де только снобы утверждают обратное. Хотиненко, которого трудно обвинить в снобизме, приступая к съемкам, объявил, что «Бесы» — полная иронии, крепко закрученная по интриге, вполне доступная массовому читателю книга. Объявил, но...

Работая над сценарием, перелопатил роман так, что слово «экранизация» пришлось заменить на многозначительное «по мотивам». Если угодно, он «обакунил» Федора Михайловича, сделал его слегка похожим по интриге на признанного мастера современного детектива. Не случайно хронологическая последовательность в фильме по отношению к роману сломана, криминальная составляющая из середины перенесена в начало, а одним из главных героев стал изобретенный «от себя» персонаж — следователь из Петербурга Горемыкин, расследующий убийство Шатова.

Но если говорить в целом и безотносительно к Федору Михайловичу, то фильм получился неплохим. Много колоритных деталей. Но есть и откровенные недочеты. Картина, при ее объеме, снималась меньше двух месяцев. И, видимо, режиссер, успев подробно проговорить роли с молодыми актерами (Максимом Матвеевым, Антоном Шагиным и другими), на мэтров времени уже не нашел. В результате персонажи именно у маститых Игоря Костолевского (Верховенский-старший) и Александра Галибина (губернатор) вышли совсем плоскими.

Но, повторим, больше всего премьере помешал контекст. Смотреть фильм с шести вечера до полуночи — это уже зрительский подвиг, на который мало кто решится. И ладно бы без перерыва. А тут то и дело появлялась бегущая строка: «Программу «Вести недели» смотрите во столько-то».

Ребята, я или Ставрогина слушаю, или мелкую строку про бесов сегодняшних читаю. Вместе сложно.