Хроники пикирующего бомбардировщика

Отечественный кинопрокат вошел в зону турбулентности

То, о чем в последние три месяца с тревогой говорили прокатчики, к сожалению, начало сбываться. В России стали в массовом порядке закрываться кинозалы. Тревожные вести приходят из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Златоуста, Краснодара, Кыштыма, Владивостока. Одна только сеть «Киномакс» с конца февраля вынуждена была закрыть порядка 30 своих кинозалов и два кинотеатра. А всего в России на 20-е числа мая уже не работали более трети киноплощадок. И с каждым днем эта цифра растет.

Причина этой печальной тенденции хорошо известна: сначала по кинотеатрам мощно ударила пандемия. Потом ситуацию усугубили американские санкции, а именно уход крупных голливудских компаний — Walt Disney Company, Sony Pictures, Warner Bros., Paramount, Universal — с нашего кинорынка, что вызвало катастрофический отток зрителей, которые из-за скудного репертуара стали забывать дорогу в кинотеатры.

Так, по оценкам члена правления Гильдии кинопродюсеров России, совладельца кинотеатра «Великан Парк», бывшего директора «Ленфильма» Эдуарда Пичугина, продажи билетов по сравнению с допандемийными временами упали раз в десять. И как минимум в два раза по сравнению с карантинным 2021 годом, когда действовали ограничения по заполняемости залов. Уже в июне, прогнозирует Эдуард Анатольевич, в Санкт-Петербурге из 120 кинотеатров может остаться только половина. А это, помимо прочего, еще и сотни людей, которые окажутся без работы.

Не излучает оптимизма и гендиректор сети «Киномакс» Дмитрий Нартов. Среди закрытых им киноплощадок оказались крупные залы на 300-500 мест, а также все десять залов для трансляции фильмов в формате IMAX (с экранами во всю стену). По словам Нартова, выручка сети по итогам апреля и неполного мая упала почти на 65% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Май обещает показать падение на 80-85% к показателям за аналогичный период 2019 года. Треть сеансов в сети «Киномакс» сегодня либо отменяется, либо проходит при нулевой посещаемости. Заполняемость залов в будни составляет всего 3%. В выходные дни ситуация лучше, но все равно работать уже давно приходится в убыток. Соответственно, у работников кинотеатров упали зарплаты, часть сотрудников пришлось уволить, часть уволились сами.

Летом Нартов ожидает падения посещаемости и, соответственно, доходов еще на 50%. Это для кинотеатров традиционно низкий сезон. В такое время ситуацию обычно спасали американские блокбастеры. Их нынче нет, и ничего сколько-нибудь конкурентоспособного на горизонте не просматривается. К примеру, в июне за внимание зрителей будут бороться анимационные «Приключения Буратино» и артхаусная «Хиросима, моя любовь» — оба 1959 года выпуска.

Надежды на повторный прокат советских и российских кинохитов, равно как и на индийское, иранское, корейское кино, не оправдались. Народ на фильмы Рязанова, Меньшова, Данелии, Гайдая, которые едва ли не еженедельно крутят по ТВ, не пошел. Из старых отечественных фильмов относительный интерес у зрителей вызвал только первый «Брат» Алексея Балабанова — он собрал 77 млн рублей. «Брат-2» заработал уже вдвое меньше. Для сравнения: типовой голливудский блокбастер еще недавно приносил в кассу 1-1,5 млрд, а ударные боевики зарабатывали и по 2-3 млрд. Почувствуйте разницу.

Что до показов индийского и иранского кино, на которое почему-то делали ставку наши чиновники от культуры, то в большинстве случаев эти попытки сопровождаются нулевым эффектом. Строго говоря, это можно было предвидеть. Даже оскароносные и вполне зрительские «Паразиты» из Южной Кореи собрали в нашем прокате лишь 110 млн рублей. Что же говорить о менее громких проектах, которые гарантированно проваливаются в прокате. Все-таки мы живем в стране, которая на протяжении веков была ориентирована на западную, а не восточную культуру.

А где же новое российское кино? Во-первых, его мало — наша киноиндустрия выпускает 150-160 картин в год, а для того чтобы кинотеатры работали на полную загрузку, фильмов нужно в три-четыре раза больше. Во-вторых, даже из этих 150 лент лишь пять — десять окупаются в прокате. Такие хиты, как «Сталинград», «Легенда № 17», «Движение вверх», «Холоп», «Последний богатырь», способные привлечь в кинотеатры миллионы зрителей, выходят не каждый квартал. И даже не каждый год. И уж если они появляются, то их прокат приберегают поближе к новогодним каникулам, на которые приходится пик зрительской активности.

Но сохранятся ли киноплощадки до Нового года и в каком количестве? Вопрос, на который сегодня никто не знает ответа. Наверное, выживут муниципальные кинотеатры, находящиеся на балансе государства. А частные, которых в стране подавляющее большинство, повесят на двери амбарные замки. Перепрофилировать их в автосалоны, как это было в 90-е, вряд ли получится: с автомобилями в стране нынче тоже напряженка.

Помочь кинотеатрам продержаться хотя бы до осени могла бы адресная поддержка правительства, на которую надеялись владельцы кинотеатров. С их серьезными аналитическими обоснованиями согласился бизнес-омбудсмен Борис Титов. Он направил вице-премьеру Татьяне Голиковой соответствующее обращение. Но правительство РФ в предоставлении запрашиваемой субсидии в 6,5 млрд рублей кинотеатрам отказало.

«В 2022 году высвобождаемые ресурсы федерального бюджета подлежат перераспределению на первоочередные задачи в целях обеспечения развития российской экономики в рамках санкций», — туманно разъяснили в Минфине. В переводе с русского на русский это означает: отстаньте, не до вас, в перечень первоочередных задач сохранение кинотеатров не входит. На что председатель думского комитета по культуре Елена Ямпольская философски заметила, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. И опять завела старую волынку о потенциале латиноамериканского и индийского кино...

P.S. По словам министра культуры Ольги Любимовой, в 2022 году правительство выделило на производство отечественных фильмов 11,5 млрд рублей. Это беспрецедентная сумма. Есть надежда, что через год-другой у нас появятся сотни новых картин. Беда только в том, что показывать их, скорее всего, будет негде.