08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДОЛГОВАЯ ЯМА ПОЗАДИ

Кашаев Сергей
Опубликовано 01:01 27 Июня 2000г.

По итогам этого года, как ожидается, АО "КамАЗ" впервые за последние несколько лет принесет

По итогам этого года, как ожидается, АО "КамАЗ" впервые за последние несколько лет принесет реальную прибыль. На очередном собрании акционеров, намеченном на ближайшую среду, будет обсуждаться дальнейшее развитие КамАЗа, в том числе, вероятно, и вопрос о создании специализированной управляющей компании. Разговоры о необходимости сосредоточить весь бизнес-сервис для КамАЗа в одном "центре управления полетом" ведутся уже более полутора лет.
Создание отдельной управляющей структуры, такой, какие существуют у любого концерна во всем мире, на КамАЗе планировалось еще на январь прошлого года. Однако в то время создать ее не удалось.
Кроме элементарного незнания, с какой стороны за это взяться, реорганизации управления и введению европейского стиля делового планирования мешали долги предприятия, достигавшие почти 40 миллиардов рублей. Главный кредитор - Европейский банк реконструкции и развития - рассматривал вопрос о том, чтобы обанкротить КамАЗ через суд и взыскать по долгам имущество. Банкротство по кредитам было бы тем обиднее, что к ним КамАЗу пришлось прибегнуть после пожара, практически уничтожившего в 1993 году завод двигателей. КамАЗ был вынужден сократить объемы выпуска продукции и занимать деньги на реставрацию производства. Этот процесс шел очень тяжело, так как одновременно в середине 90-х годов резко сократился государственный заказ, и завод никак не мог выйти на безубыточный уровень.
Разумеется, против распродажи КамАЗа за долги выступили руководство предприятия, акционеры, трудовой коллектив и жители Набережных Челнов, республиканские и федеральные власти. Благодаря их совместным усилиям сегодня у КамАЗа осталась едва ли четверть неурегулированного долга, переговоры по реструктуризации которого успешно завершаются. Около трех четвертей акций предприятия теперь контролируются правительствами Татарстана и России.
Освобожденный от долгов КамАЗ может смело переходить на новую форму организации бизнеса - через специализированную управляющую компанию. Она будет централизованно вести экономическое планирование, маркетинговые исследования, создавать финансовые схемы, обеспечивать юридическую поддержку проектов и в целом поможет увязать между собой все бизнес-процессы предприятия. Именно в этом КамАЗ нуждается сегодня сильнее всего.
По словам председателя совета директоров АО "КамАЗ" Андрея Шаповальянца, главная проблема КамАЗа - именно потеря управляемости. На КамАЗе в последние годы превалировала психология "богатой фирмы", когда технологические планы строятся независимо от финансовых возможностей. Финансовые службы КамАЗа не смогли сконцентрировать и рационально использовать не только собственные, но и привлеченные ресурсы. Генеральный директор КамАЗа Иван Костин, занявший этот пост в 1996 году, дважды практически полностью обновил команду управленцев. В результате этого "отбора", по его словам, "наметился остов команды, с которой можно вступать в любой бой и выходить на решения любой проблемы". Именно эти люди должны сформировать основу новой управляющей компании, учиться современному ведению бизнеса и учить этому других, в том числе и производственников.
Выбравшись из долговой ямы, КамАЗ сегодня наконец-то приносит прибыль. По расчетам, в этом году она составит 25-27 миллионов долларов. Если управляющей компании удастся реализовать бизнес-план развития завода, на основе которого она создается, то в 2005 году прибыль составит почти 120 миллионов долларов, увеличившись почти впятеро. Производственная стратегия завода опирается сегодня на идею широкого выхода на рынок больших машин грузоподъемностью свыше 10 тонн и перехода от нынешнего лидера продаж - самосвала и шасси "КамАЗ-55111" - к более мощному "КамАЗу-65115" и еще более тяжелому "КамАЗу-6520". В производственных планах также диверсификация модельного ряда, выпуск автобуса и трактора.
Все это станет возможным, только если сработают несколько принципиальных условий. Во-первых, заводу нужна современная система сбыта. Чтобы повторить успех той же "Газели", буквально вытащившей из финансовой пропасти ГАЗ, нужно изучать рынок и влиять на него. Это не проблема производства, это проблема организации дела, ведения бизнеса, взаимоотношений с клиентами, понимания их нужд и потребностей, создания, наконец, сервисной сети. Запершись в цехе, нельзя выдать пригодный рынку продукт. Управляющая компания и должна стать тем самым "окном в рынок", через которое можно увидеть реальные перспективы сбыта.
Во-вторых, для налаживания выпуска новых конкурентоспособных машин нужны средства. Инвесторов КамАЗ по-прежнему интересует, ведь по своему потенциалу он остается одним из крупнейших мировых производителей. Но западным инвесторам нужна прозрачность, причем не просто честность во взаимоотношениях и соблюдение договоренностей, но и, грубо говоря, правильно, по принятой форме оформленные бумаги, расчеты, планы. КамАЗ завел отношения с недавними кредиторами в тупик именно потому, что говорил с ними на разных языках. Научить КамАЗ общаться на общепонятном языке мирового бизнеса, развивать эти отношения - также задача, посильная только специалистам отдельной управляющей компании.
Проблема "переучивания" на новые, рыночные формы хозяйствования, когда главным становится не то, что ты произвел, а то, что ты продал, типична для России. Если само предприятие не решает этой проблемы, то рано или поздно через заднюю калитку на нем появляется кто-то со стороны - тот, кто понимает, как использовать простаивающие мощности. И начинает извлекать из них реальную прибыль в свой собственный карман. Криками "Держи вора!" его не остановишь. Избежать этого можно, только если ты сам решишься создать эффективную систему управления. У КамАЗа, похоже, нет другого выхода, как всерьез взяться за создание современной управляющей компании.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников