...И СЕРДЦЕ НЕ УЗРИТ ЗЛА

Ежегодно 12 июля Церковь воспевает "Петрову твердость и Павлов разум". До нашего времени в Риме сохранилась Мамертинская темница, где приняли мученическую кончину эти два апостола. К празднованию дня славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла верующие готовят себя особо учрежденным Церковью постом. Из всех многодневных он самый короткий и нестрогий - кроме среды и пятницы разрешается есть рыбу. В связи с начавшимися вчера "Петровками", как по-народному называется нынешний период пощения, знакомим читателей с размышлениями священника, считающего, что в это время воздержание полезно не только за трапезой...

Понятие поста содержит в себе не только воздержание в пище. "Есть воздержание и в слухе, владеть слухом и не поражаться пустой молвой", - читаем у преподобного Ефрема Сирина. Пустословие, длительные бесполезные беседы, болтовня, конечно же, неуместны во время поста. Но пустая молва может быть напечатана на бумаге и дойти до нас через газету или книгу. Поэтому у наших соотечественников и прижилась благочестивая традиция убирать в пост все недуховные, или, как их еще называли, небожественные книги с глаз долой. Прежде во многих домах шкафчики с книгами имели занавеси. Именно для этой цели. Впрочем, и в наши дни не умерла эта традиция, мне доводилось в некоторых домах встречать подобное благочестие. Только теперь пелена закрывает не корешки книг, а экран телевизора - основной на сегодняшний день источник "пустой молвы". Основанием к тому могут послужить слова преподобного Ефрема Сирина: "Есть воздержание и для глаз - владеть зрением, не устремлять взора или не смотреть внимательно на все приятное или на что-либо неприличное".
Церковь совсем не против средств массовой информации. Современную жизнь трудно представить без телевизора, радио, газет. Но то полезное, что они могут дать нам, сегодня очень сильно разбавлено или отравлено вредным. Часто именно ТВ незаметно "подпитывает", "кормит" наши страсти или страстишки: пустого любопытства, гневливости, самомнения, мечтательности, услаждения блудными помыслами, зависти. Постом у нас есть возможность оторваться от этой "кормушки". Да и вне поста лучшим дополнением к черной панели телевизора могла бы служить надпись: "Храни очи твои и сердце твое не узрит зла" (преподобный Авва Исайя).
Почти до самой революции режим развлечений подчинялся церковному календарю. Балы, светские рауты, именинные родственные застолья были невозможны на первой и последней неделе Великого поста. Во время поста модницы не позволяли себе щеголять в легкомысленных и слишком ярких туалетах, не надевали драгоценностей. И в наши дни мы удаляемся на время поста от плотских, эмоциональных удовольствий. Ненадолго становимся аскетами. Аскет, аскетизм - слово из греческого, означает оно упражнение, подготовку к борьбе.
Пост - это и есть упражнение. Упражнение воли и помыслов. Нашу задачу, задачу каждого христианина можно отчасти уподобить задаче спортсмена. Только в духовной жизни не ставят рекордов и нет места соперничеству. Но как пловец, прыгун или атлет совершенствуют, тренируют свое тело, чтобы оно могло показать максимальный результат, все, на что способно, так и христианин упражняет, тренирует, или, лучше сказать, дает возможность своей душе достигнуть максимального результата, чтобы она проявила все то, что вложено в нее Богом. И как спортсмен свои тренировки чередует с отдыхом, жизненными удовольствиями и, может быть, забавами, но тем не менее регулярно возвращается к ним, чтобы не утратить навыков, так и мы чередуем наши "тренировки" - пост, с периодами отдыха и свободы.
"Сладости мира сего", всякое погружение в слепую телесность губят духовную жизнь. Почему? Теряется трезвенность духа, ясность мысли, контроль над собой, рассеивается внимание, слабеет воля, ослабляется, растрепывается, растекается личность. Аскетизм призывает к отказу от всякой приятности - в пище, одежде, постели, общении с людьми и т.д. "Сублимация, переход к высшим ценностям", - писал священник Александр Ельчанинов. Сладости мира, как хмель, туманят сознание, пост возвращает к реальности. Она, как добрый товарищ, вытаскивает нас из придорожной гостиницы, говоря: "Нет, еще не время, это не дом твой. Наша цель впереди, пора опять в дорогу"...