ОЛЬСТЕР ОПЯТЬ ИГРАЕТ С ОГНЕМ

Кровавые столкновения в Ольстере (Северная Ирландия) - не новость. Распри между католиками и протестантами или республиканцами - сторонниками присоединения провинции к Ирландской республике - и лоялистами, желающими оставаться в Великобритании, происходят здесь регулярно, мало кого удивляя.

Особенно обостряется ситуация летом, накануне традиционных июльских парадов членов Ордена оранжистов, которые каждый год таким способом отмечают очередную годовщину победы войск герцога Оранского, защитившего в 1690 году британских протестантов от меча короля Якова. На деле, однако, парады оранжистов давно перестали быть данью давней традиции и стали оружием политической борьбы. Они служат своеобразной демонстрацией силы перед живущими рядом католиками.
Не стало исключением и лето нынешнее. Беспорядки в Белфасте, Лондондерри и Портадауне начались задолго до "сезона парадов", а это означает, что политическая обстановка в провинции вновь накалилась. Во время вспышек насилия в Белфасте и Портадауне было ранено около 40 полицейских и нанесен материальный ущерб на миллионы фунтов стерлингов. При этом партия Шинн Фейн (политическое крыло Ирландской республиканской армии - ИРА) заявила, что боевики из лоялистских военизированных группировок намеренно нагнетают обстановку перед главным парадом оранжистов в Портадауне. Лоялисты же обвиняют ИРА в том, что она подстрекает к насилию для того, чтобы оправдать свое нежелание разоружаться.
Глава местной полиции обвинил обе стороны в попытках, как он сказал, "организованным насилием" добиваться своих политических целей. Британский министр по делам Северной Ирландии Джон Рид призвал стороны к спокойствию, заявив, что не может быть никакого оправдания насилию. В Ольстер дополнительно отправлены 1600 полицейских, задача которых - образовать кордон между католическими и протестантскими кварталами.
В иных условиях этой меры наверняка бы хватило, чтобы пригасить напряжение, но нынешняя ситуация особая. Она осложняется тем, что сам процесс мирного урегулирования в Северной Ирландии оказался под угрозой срыва. Кризис возник после того, как первый министр провинции, глава лоялистов Дэвид Тримбл пригрозил 1 июля уйти в отставку, если не будет прогресса со сдачей оружия боевиками Ирландской республиканской армии.
Это ключевая проблема политической жизни Ольстера. Согласно подписанному три года назад мирному соглашению британские власти должны были выпустить из тюрем всех заключенных, совершивших акты террора, предоставить населению провинции возможность избрать свой парламент и органы самоуправления. Взамен боевики ИРА обязывались сдать огромные запасы оружия и боеприпасов, накопленные за 30 лет тайной войны. Но если Лондон выполнил свое слово, то ИРА его не сдержала.
В этой ситуации лоялисты чувствуют себя обманутыми и не желают больше мириться с затяжками мирного процесса. Во время очередных парламентских выборов партия Дэвида Тримбла потеряла несколько депутатских мандатов, которые перешли к более радикально настроенным лоялистам. Именно после этого он и обнародовал свою угрозу уйти в отставку.
Пока это не возымело действия. Несмотря на сильное давление со стороны Лондона и Дублина на партию Шинн Фейн, ее лидер Джерри Адамс дал понять, что до названного срока сдачи оружия вряд ли что-нибудь изменится. В таком случае британскому правительству не останется ничего другого, как закрыть на время органы самоуправления Северной Ирландии. По сути дела это будет означать срыв мирного соглашения и наступление нового периода неопределенности в Ольстере.
В связи с этим британская печать указывает, что главной жертвой такого поворота событий будет экономика провинции, которая едва начала поднимать голову после длительной разрухи. Уровень безработицы в провинции упал за последние годы с 17 до 6 процентов, а стоимость недвижимости возросла на 40 процентов.
Теперь предприниматели, в особенности иностранные инвесторы, опасаются, что политическая неопределенность будет только расти. В этих условиях Северная Ирландия вряд ли может рассчитывать на инвестиции в экономику. Сцены беспорядков, обошедшие телеэкраны по всему миру, не способствуют и развитию туризма, с чем региональные власти связывали большие надежды.