07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

В КОГО БЫ ПЕРЕКВАЛИФИЦИРОВАТЬСЯ?

Вертий Виктор
Опубликовано 01:01 27 Июня 2001г.
Помните фильмы о "далеком будущем"? Все вокруг сверкает хромом. Работают машины-роботы. И управляет всем этим один человек. Прогресс, автоматизация производственных процессов. Повышение производительности труда. Здорово? Возможно.Но не для тех, кто всю жизнь отдал работе на железной дороге, например. Весь год мечтал хорошо отдохнуть. Съездить к морю. Или, наоборот, взглянуть на сопки на Дальнем Востоке. Потому загодя строил планы и копил деньги. И вдруг - сокращение. Какой уж там отдых. Не хватит и на "черный день". Понятно объясняют - что производительность труда должна повышаться. Что отрасль несет убытки. Посему необходима более эффективная модель управления. И более экономичная. А где искать новую работу? Как жить дальше?

Эти вопросы задают рядовые железнодорожники своему руководству. Они живут в отдаленных городках. Работают на железной дороге всей семьей, несколькими поколениями. Профессионалы, специалисты с большой буквы. Многие согласны переехать к новому месту работы. Нашлось бы такое место да было где жить.
Александр Юрьевич Чайка - машинист локомотива. Переехал со станции Архара (что в Приморье) в Хабаровск. Именно в Хабаровске требуются работники по этой специальности. Сейчас живет в общежитии - благоустроенном, со всеми удобствами. Но семья пока осталась в Архаре. "Дайте ссуду - мы купим себе квартиру", - говорит Чайка. Однако кредит для работника - "палка о двух концах". По закону придется платить огромные налоги - как с дохода. Руководство убедило подождать - для приехавших специалистов дорога уже строит новый дом.
Труднее всего женщинам. Многие в одиночку воспитывают детей. Куда им ехать? В той же Архаре создается новое швейное производство. Железная дорога помогает в финансировании. Переобучение, естественно, бесплатное. Есть и смелые - где наша не пропадала. Решились на переезд. Татьяна Алексеевна Прохорова много лет прожила в Читинской области, на станции Петровский Завод. Уехала на пограничную станцию Забайкальская.
Светлана Владимировна Макарова - и не одна - с семьей из четырех человек. Тоже пока живут в общежитии, но ожидают квартиру. И доверяют руководству, понимают, трудности на первых порах неизбежны. Знают, начальник дороги, профсоюз не отделываются пустыми обещаниями. Делают все возможное, чтобы помочь. И контроль за всем этим особый.
Подписало в мае правительство Программу структурной реформы на железнодорожном транспорте. Одна из статей - "Решение вопросов социальной политики". От слов уже перешли к делу. Начали работу комиссии по социальным вопросам под руководством высших чиновников МПС. Оказалось, что не только трудоустраивать людей надо. В условиях реформирования нуждается в доработке и правовая база. Проверяют, как идет внедрение новых технологий. И не страдает ли при этом простой труженик. Встречаются с рабочими коллективами и руководителями на самых отдаленных участках. Выслушивают, обдумывают и - стараются помочь.
А как же те, кто решит остаться на обжитых местах? Ищут новую работу - где сами, где профсоюз помогает. Станция Петровский Завод значительно сокращает мощности. Своих сотрудников устраивают на городской хлебозавод и лесокомбинат. Многие осваивают новые профессии. Привыкли работать с машинами, а теперь станут проводниками. Говорят: "С людьми работать не менее интересно. Можно и мир посмотреть, и себя показать". Кто помоложе да посильнее - милости просим в военизированную охрану. Железнодорожники - народ сильный и дисциплинированный. Ответственности много за технику, за безопасность людей. Это всегда на первом месте. В неожиданной сложной ситуации выручит военная выправка.
Инженеры-технологи Юрий Федорович Федякин, Анатолий Анатольевич Хаустов из Тихорецка - специалисты высокого класса. Освоили смежную профессию - инженеров по диагностике локомотивов. Что важно, в зарплате при этом не потеряли. Коллеги с радостью говорят, что работать станет проще. За безопасность спокойны. Ни одна неполадка не ускользнет - "глаз наметан".
Железная дорога - не только рельсы и шпалы. Это еще и больницы, пансионаты, детские лагеря. Так, в Ростове-на-Дону сокращают дорожный штат. Куда пойти? Предлагаются рабочие места в доме отдыха. Не лучший вариант? Зато продолжишь лечиться в ведомственной поликлинике. Будешь ходить к врачу, который знает тебя и твою семью "сто лет". Сохранятся льготы по оплате жилья. Дети останутся в садике у любимой "марьиванны". А летом поедут в лагерь.
К слову, о летних лагерях. В 2000 году, только по данным с Северо-Кавказской железной дороги, отдохнуло 12 тысяч детей работников. В этом году отправили ребятишек еще в мае. Большую часть путевки оплачивает профсоюз. А дети из Чечни едут бесплатно. В Саратовской области действуют четыре оздоровительных лагеря. Родители-железнодорожники заплатят только 20 процентов реальной стоимости за смену.
Кое-где специалисты - на вес золота. На севере, под Иркутском, есть маленький поселок Кижа. А участок дороги там - важнейший. Проходит через горный перевал. Поэтому особую роль там уделяют ремонтно-наладочным работам.
Конечно, дел в этом направлении - "через край". Только стоит ли паниковать? Приведенные примеры показательны. С людьми работают не для отчета. Их понимают, стараются помочь. Но почему все же сокращения не избежать? Реорганизация - всегда поиск оптимальных вариантов. Там, где новая технология, современный подход к организации труда позволяют обойтись одним человеком, - трое не нужны. Иначе экономика реформы рухнет. Ничего не получится.
А где взять деньги на покупку новых вагонов, укладку рельсов и шпал? Это, по оценкам специалистов, около 760 млрд. рублей. При существующей форме ведения дела инвестирование невозможно. Придется сначала разделить управление и хозяйство. Иначе через несколько лет не на чем будет возить. Нечего ремонтировать. Не в кого переквалифицироваться. И нельзя будет спасти ни станцию Архара, ни Петровский Завод, ни целую отрасль.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников