ЛЕВЫЙ СТАКАН

Россия ежегодно теряет до 12 млрд. рублей от незаконного оборота алкогольной продукции. По данным МВД, большая часть "левой" водки производится не в подпольных цехах, а на вполне легальных ликероводочных заводах. Фабричным способом подделываются известные, но не элитные марки водки. Куда при этом смотрят органы правопорядка и государство, отказавшееся от монополии на алкоголь, в милицейских докладах не говорится.

Впрочем, само МВД считает, что милиция зря хлеб не ест и только за первый квартал года успела выявить более 50 тысяч правонарушений в сфере оборота горячительной продукции. За это же время люди в погонах пресекли деятельность 44 оргпреступных групп и изъяли 103 тысячи декалитров этилового спирта. Для сравнения надо отметить, что алкоголя в России в прошлом году было произведено 134 млн. декалитров. Это по официальной статистике, без учета "левой" водки и самогона, который по традиции продолжают варить в каждой русской деревне.
Однако на "черном" рынке алкоголя ситуация все же начинает существенно меняться. Во всяком случае, по милицейским источникам получается, что бутлеггеры уже не делают погоды, уступив конкурентам с легальных заводов. Лидерами рынка "паленой" водки по-прежнему остается Северный Кавказ, где "неучтенку" без зазрения совести разливают на крупных ликероводочных предприятиях.
В алкогольном ряду вино доставляет правоохранителям меньше головной боли. Теневые дельцы зарабатывают на том, что клеят наклейки престижных марок на бутылки с явной "бормотухой". В пивном секторе этот способ не проходит - "Жигулевское" за "Tuborg" выдавать еще не додумались. Там проще уходить от налогов. Тем более что на пивзаводах ушлые главбухи изрядно поднаторели на этом неправом деле.
В свете милицейских докладов данные Госкомстата о сокращении в этом году производства водки в стране воспринимаются с юмором. В сводке говорится, что только за апрель - май ликероводочная отрасль сократила производство 40-градусной на 1,3 процента, по сравнению с тем же периодом 2002 года. Могу напомнить, что, скажем, в 1980 году в России было произведено 208 млн. декалитров зелья. Причем доходы прибыльной отрасли шли тогда полностью в карман государства.
Надо полагать, что государство волнует именно денежная сторона дела. Ведь вместе с отменой госмонополии на алкоголь казна потеряла доходы, сравнимые разве что с нефтяными. На самом деле оказывается, что не россияне меньше стали пить, а винзаводы научились гнать "неучтенку" ударными темпами. По прогнозам маркетологов, оборот водочного рынка в 2003 году останется на прежнем уровне в 6,2 миллиарда долларов. При том, что на водку, пиво и вино россияне тратят не меньше 16,2 млрд. долларов в год.
Для Минсельхоза, курирующего отрасль, статистика МВД вряд ли стала большим откровением. Уже на следующий день глава Минсельхоза Алексей Гордеев признал, что на рынке водки доля поддельной продукции достигает 40 процентов. Министр заявил, что "на сегодняшний день в стране никак не регулируется создание новых предприятий, в том числе при участии местной администрации, по производству спирта. А загрузка действующих производств составляет в среднем около 30 процентов. Гордеев считает, что наведение порядка на алкогольном рынке России требует изменения Закона "О госрегулировании и контроле над производством и оборотом спиртосодержащей алкогольной продукции". Какие именно поправки нужно внести, Гордеев не сказал. Очевидно, он имел в виду повышение статуса ФКП "Союзплодоимпорт", которое является владельцем самых популярных водочных марок, таких как "Столичная", "Московская" и других. Желание ведомства собрать под своей крышей основных производителей водки весьма похвально с точки зрения пополнения госказны. Надо полагать, что под эгидой Росспиртпрома, вернувшего в лоно государства десятки предприятий спиртовой промышленности, потерянные в начале 90-х годов, гнать "левак" заводам будет не с руки.
Исправлять же ситуацию в регионах теперь будет крайне сложно. За десятилетие рыночных преобразований только ленивый местный начальник не построил себе водочный заводик. А с учетом суровых нравов провинциальной власти проконтролировать водочные потоки на опекаемых объектах милиционерам и налоговикам крайне затруднительно. Остается надеяться, что в 2004 году, когда взамен отмененного налога с продаж сбор алкогольных акцизов пойдет в местные бюджеты, ситуация с неуплатой налогов может измениться в лучшую сторону. Тем более что акцизы на спирт вырастут на 10 процентов, а на крепкие спиртные напитки - на 18 процентов. Может, тогда россияне узнают, сколько на самом деле "горькой" они выпивают.