ПЕРЕГОНЩИКОВ ПРИТОРМОЗИЛИ

На автомобильном рынке России снова ажиотаж. По данным Государственного таможенного комитета, с января по май 2003 года физическими лицами в Россию было ввезено более 127 тысяч иномарок - больше, чем за весь прошлый год. Всплеск активности перегонщиков случился на фоне объявленного повышения пошлин на автомобили возрастом от 3 до 7 лет, ввозимых частниками. Подписанное наконец премьером Касьяновым постановление приведет к удорожанию "трехлеток" как минимум на 20 процентов или на 2 - 3 тысячи долларов за машину.

Как известно, премьер Михаил Касьянов в начале июня отказался подписать документ, уравнивающий правила ввоза "свежих" иномарок для физических и юридических лиц. Представитель аппарата правительства сообщил тогда, что документ "отправлен на доработку как не содержащий механизма уравнения условий импорта подержанных иномарок для частников и компаний".
Другим решением премьер сделал постоянными ставки ввозных пошлин на подержанные иномарки старше 7 лет. Они, как известно, были введены 4 октября 2002 года сроком на 9 месяцев. Тогда же правительство установило, что пошлины на новые машины до 3 лет остаются на прежнем уровне - 25 процентов от стоимости. Для автомобилей от 3 до 7 лет ставка также практически не изменилась: объем двигателя до 2,5 литра - 0,85 евро за "кубик", более 2,5 литра - 1,4 евро. Эта мера была призвана поддержать российский автопром, а в итоге наши автомобили подорожали в среднем на 900 долларов. После чего автозаводы столкнулись с проблемой сбыта.
Сейчас для частников и компаний установлены разные схемы растаможки подержанных иномарок. Частники, в основном это профессиональные перегонщики, платят не более 25 процентов от стоимости ввезенной машины. Юридические лица, то есть автодилеры, производят выплаты с декларируемой на границе стоимости автомобиля. Сюда входят 25-процентная пошлина, таможенный сбор (0,15 процента от стоимости), акциз (10 рублей за каждую лошадиную силу двигателя) и 20-процентный НДС. На круг набегает до 50 процентов от заявленной цены иномарки. Вот Минпромнауки и было поручено ликвидировать разрыв между частниками и дилерами. Чиновники предложили такой вариант унификации таможенных правил, который приравнял перегонщиков к фирмам, которые, как правило, имеют прямые соглашения с заводами-поставщиками.
По новым правилам растаможки оплата каждого "кубика" для физлиц составит: при двигателе объемом 1,5 - 1,8 тысячи кубических сантиметров - 1,5 евро, 1,8 - 2,3 тыс. куб. см - 1,75 евро, 2,3 - 3 тыс. куб. см - 2 евро. За иномарки с более мощными моторами за каждый "кубик" заплатят 2,25 евро. Таким образом, таможенные пошлины для граждан увеличены в 1,5 - 2 раза. Сторонники этой меры в лице российских автозаводов, крупнейших автодилеров и иностранных концернов, разворачивающих производство машин в России, уже приготовились пожинать плоды лоббистской деятельности. Они утверждают, что частники наносят всем им немалый урон, завозя в страну до 90 процентов всех подержанных иномарок. При этом до 80 процентов всех ввезенных частным способом авто перепродается. Годовой оборот этого бизнеса, по некоторым оценкам, составляет около 4 млрд. долларов.
На самом деле картина здесь совершенно иная. По последним данным ГТК, за весь 2002 год "физики" импортировали порядка 20 процентов всех иномарок. В пересчете на единицу по всему кругу получилось 126 тысяч 613 машин. Притом что дилеры за это же время ввезли остальную иномарочную массу - 502 тысячи 364 автомобиля. А весь наш автопром произвел 981 тысячу автомобилей. В итоге рынок был затоварен настолько, что автозаводам приходилось останавливать конвейеры. И вот сегодня ситуация, похоже, повторяется теперь уже с иномарками от 3 до 7 лет. Перегонщикам теперь будет невыгодно ввозить машины среднего класса стоимостью 15 - 20 тысяч евро, которые подорожают на 3 - 4 тысячи евро.
Впрочем, эксперты считают, что в этом сегменте рынка "уравнение в правах" частников и дилеров не отразится на состоянии нашего автопрома. По своему классу и исполнению относительно свежие иномарки не являются конкурентами нашим машинам. Куда больше этой проблемой обеспокоены ведущие автоконцерны. Теперь, когда законодатели автомоды, в числе которых Ford, General Motors, BMW и Renault, начинают разворачивать производство в России, выясняется, что фирменный "сэконд хенд" тормозит процесс их адаптации в нашей стране.
А пока за очередной виток страстей вокруг ввозимых иномарок платят их перевозчики и покупатели. Первые - за то, что, готовясь к запрету, спешили завезти больше машин и затоварили этот рынок на месяцы вперед. Вторые залезали в долги, спеша купить машины, пока цены не подскочат. Интересно, а кто выиграл от всего этого ажиотажа?