06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕЛЕГКИЕ ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ

Деркач Анна
Опубликовано 01:01 27 Июня 2003г.
В подмосковном пансионате "Морозовка" прошел двухдневный семинар "Модернизация России", организованный Межрегиональным фондом информационных технологий. Представители правительства, Совета Федерации, депутаты Госдумы, эксперты и политологи предприняли попытку проанализировать последние законодательные акты, призванные упорядочить систему государственного устройства страны. В частности, речь шла о разграничении и закреплении полномочий между федеральной властью и властями субъектов Федерации, о роли и финансовом обеспечении местного самоуправления. Темой отдельного заседания были перспективы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Как известно, последними законодательными инициативами по реформированию административной системы России стали два законопроекта, разработанные Комиссией при администрации президента, известной как "комиссия Дмитрия Козака". На одном из последних перед парламентскими каникулами заседаний Государственной Думы были приняты изменения в Закон "Об общих принципах организации законодательной и представительной власти субъектов Российской Федерации", по-новому регламентирующие зоны ответственности и полномочия на всех "этажах" исполнительной власти. Второй законопроект в пакете административной реформы, в котором сформированы принципы развития местного самоуправления, по всей вероятности, будет рассмотрен депутатами осенью. Как прозвучало на семинаре, в ходе работы над этим документом в него было внесено свыше шести тысяч поправок.
В своем выступлении депутат Госдумы Владимир Рыжков остановился на возможных рисках, связанных с принятием закона о разграничении полномочий между федеральным центром, регионами и органами местного самоуправления. Как известно, комиссия Козака работала исходя из принципов неизменности положений Конституции РФ. Но, по словам депутата, новый закон провоцирует возникновение "глобальных" проблем, с которыми могут столкнуться регионы и органы исполнительной власти на местах. Их - две, а именно: создающийся кризис межбюджетных отношений, а также противоречия между новым и уже действующим отраслевым законодательством, Конституцией. Эти проблемы могут стать причиной разбирательств в Конституционном суде.
Вопросы совместного ведения Федерации, регионов и местного самоуправления закреплены в 72-й статье Конституции. И, как пояснил В. Рыжков, при разработке Основного Закона страны в 1993 году сюда "сбрасывали" те вопросы, коллективного решения по которым в той политической ситуации достичь было невозможно.
- Теперь сфера совместных полномочий исчезает, обозначена очень жесткая конструкция, - заявил В. Рыжков. - Эту статью "поделили" между двумя уровнями власти и с точки зрения здравого смысла - это хорошо. Становится понятно, кто отвечает за детские пособия, ветеранские льготы, техникумы и т.д. Однако насколько это конституционно - для меня до конца вопрос не закрыт.
По мнению депутата, существуют также юридические риски, связанные с механизмом введения временной финансовой администрации со стороны федерального центра на уровень региона и, по аналогии, руководством региона - в муниципалитеты.
Один из принципов, заложенных в новой редакции закона, исключает возможность передачи субъектам РФ и органам местного самоуправления расходных полномочий без их финансового обеспечения. А дефицит по расходным полномочиям всех уровней публичной власти в бюджете этого года составляет 1,5 трлн. рублей. По мнению В. Рыжкова, за оставшиеся полтора года до вступления закона в силу необходимо определить источники финансирования по возложенным на регионы обязанностям. Иначе в глазах граждан и эта реформа будет дискредитирована: "Население будет иметь исчерпывающий перечень полномочий - кто за что отвечает, - а денег не будет. Возникает риск, что граждане будут вчинять иски органам региональной власти и местного самоуправления, а те ничего не смогут сделать, поскольку не имеют доходных источников".
В связи с этим на семинаре была поднята еще одна проблема, связанная с существенным разрывом в экономическом развитии регионов. По словам заместителя председателя Совета Федерации Александра Торшина, уровень инвестиционных вложений в экономику самого богатого и самого бедного регионов разнится в 2100 раз, а уровень жизни населения может отличаться по одним источникам в 30 раз, по другим - в 50.
Несмотря на столь ощутимую разницу, проблема, по мнению вице-спикера верхней палаты, кроется не столько в сфере экономики и бюджетной политики, сколько в психологии. Необходимо изучать зарубежный опыт становления местного самоуправления и поддерживать начинания граждан по самоорганизации как в жилищной сфере (например, товарищества собственников жилья), так и по другим направлениям деятельности общественных объединений.
Что же касается опасений Рыжкова, то Торшин считает, что не стоит забывать о федеральной программе экономического выравнивания регионов. Центру все равно "придется через Минэконом-развития принимать меры по выравниванию уровня жизни в субъектах, и руки у него должны быть развязаны". Кроме того, существуют возможности внутрирегионального выравнивания. И здесь дело за руководством регионов и законодательными собраниями.
Председатель Комитета Совета Федерации по МСУ, бывший губернатор Тюменской области и активный сторонник развития местного самоуправления Леонид Рокецкий заявил о необходимости скорейшего принятия новой редакции закона о местном самоуправлении (МСУ).
- Главное - это нравственный аспект, поворот в сознании людей, у которых десятилетиями воспитывали чувство иждивенчества, - заявил Рокецкий. - Я подхожу к этому вопросу как максималист. Считаю, что нужны правила, как жить каждый день. Все остальное, в том числе вопросы финансовые и бюджетные - вторично.
Разграничение полномочий и обязательств между уровнями власти и самоуправления может иметь и экономический эффект. В качестве примера сенатор рассказал об опыте самоуправления в Польше, где перераспределение ответственности и полномочий обусловило рост ВВП на 12-14 процентов.
На семинаре речь шла и о реформировании ЖКХ. Депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета по собственности Владимир Коптев-Дворников сообщил, что все перемены, которые происходят в жилищно-коммунальном хозяйстве, назрели, но реформирование затруднено злоупотреблениями в сфере тарифной политики. Отсутствуют энергосберегающие технологии, высока стоимость услуг.
- Я согласен с представителями Госстроя о необходимости законодательных норм, при которых государство передаст организациям ЖКХ в пользование инженерные сети, - заявил депутат. - Мы действительно допустили ошибку в законе о муниципальных и государственных унитарных предприятиях, упустив из виду ГУПы, работающие в сфере жилкомхоза.
Как заявил В. Коптев-Дворников, необходима программа реформирования отрасли, где будут прописаны все ее составляющие, ясно и понятно изложены "правила игры". По его мнению, уже сегодня необходимо продумать инвестиционную составляющую реформы, юридические границы договора аренды, концессии, доверительного управления муниципальным имуществом, определиться по принципиальному вопросу о возможности приватизации инженерно-технических коммуникаций. И, конечно же, найти четкие источники финансирования самой реформы.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников