07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КОРАБЕЛЬНЫЙ ШАНТАЖ

Паньшин Кирилл
Опубликовано 01:01 27 Июня 2003г.

Когда-то Балтийский завод и "Северная верфь" дружили, что называется, домами и семьями. Потом

Когда-то Балтийский завод и "Северная верфь" дружили, что называется, домами и семьями. Потом наступили рыночные времена, и на смену дружбе пришла жесткая конкуренция. Два года назад, когда из Китая поступил заказ на два эсминца, отношения испортились вконец. Как сообщала пресса, с самого начала контракт был за "Северной верфью", но затем к делу подключился вице-премьер Илья Клебанов, и заказ перешел к Балтийскому заводу. Вслед за этим в ситуацию вмешался премьер-министр, и контракт снова вернулся к "Северной верфи", уже имевшей опыт работы с китайскими ВМС.
Тогда вряд ли кто предполагал, что попытка реванша "балтийцев" обернется международным скандалом. Хотя еще в то время они написали, по сути дела, ультимативное письмо в адрес премьера, в котором заявляли, что Балтзавод "считает неприличным и невозможным для себя любое иное участие в строительстве этих кораблей".
В принципе Балтийскому заводу не было особой нужды строить эсминцы для Китая. У него был свой заказ - индийский, причем сразу на три фрегата. И проблем с ним хватало. Как писал Генпрокурору РФ маршал В. Куликов, в 1998 году под строительство кораблей был выделен аванс в сумме более 40 миллионов долларов. Деньги можно было израсходовать как на строительство судов, так и, частично, на реконструкцию. Дело в том, что в отличие от "северян" у "балтийцев" открытые доки. Корабли же строятся не один день и не один год. Железо и другие материалы страдают от перепада температур, дождя, снега и мороза. Деньги же в основной массе (65 процентов от суммы) были потрачены на покупку векселей ОНЭКСИМБАНКА, чтобы выкупить затем у банка контрольный пакет акций, который в итоге оказался у компании "ИСТ". Результатом стало возбуждение в 2000 году уголовного дела N 136/442404. Следствие почему-то шло ни шатко ни валко, и даже в 2002 году никому еще не было предъявлено обвинение.
Зато со строительством кораблей сразу же начались проблемы. Отсутствие нормального финансирования тут же отразилось и на сроках, и на качестве сборки. В результате фрегат сошел со стапелей почти на год позже срока. После спуска на воду на судне обнаружился ряд недостатков. Правда, заводчанам удалось уладить этот вопрос с индийской военприемкой. Пока неизвестно, получится ли у них повторить то же самое и со вторым кораблем.
Пока Балтийский завод строил индийские фрегаты, "Северная верфь" сооружала китайские эсминцы. И, несмотря на конфликт, "северяне" обратились к "балтийцам" с просьбой изготовить паровые котлы КВГ-3. Котлы такого типа делаются только на этом заводе. Первые два КВГ-3 должны были прийти к заказчику в феврале, еще два - в марте. Но...
Из письма гендиректора "Северной верфи" Валерия Венкова руководителю Российского агентства по судостроению Владимиру Поспелову:
"До настоящего времени поставка изготовленных и принятых представительством МО на предприятии котлов не произведена. Со своей стороны "Северная верфь" полностью выполнила финансовые обязательства по договору с Балтийским заводом...
Все указания органов государственной исполнительной власти о незамедлительной поставке котлов монополист-производитель полностью игнорирует, сознательно срывает исполнение международных обязательств государства, занимается шантажом".
С марта и по настоящее время ведется оживленная переписка всех должностных лиц, причастных к реализации проекта. Кроме агентства, письма были направлены в Рособоронэкспорт, Министерство по антимонопольной политике, штаб ВМФ России, в Генеральную прокуратуру. Оттуда часть из них с соответствующими резолюциями пересылалась на Балтийский завод. Однажды его директор Олег Шуляковский соблаговолил написать письмо директору "Северной верфи", в котором сообщал, что котлы будут поставлены... неизвестно когда.
Весь фокус в том, что котлы давно готовы и даже приняты военной госприемкой. И поставить их можно в любой момент. Мотивы же задержки (а в том, что она намеренная, никто из участников переписки не сомневается) объясняются по-разному. С одной стороны, это похоже на банальную месть более удачливому конкуренту. Первый эсминец "Северная верфь" должна была спустить на воду уже в декабре, однако ясно, что это вряд ли произойдет точно в срок. Чем это чревато, объяснять не надо. В мировой судостроительной отрасли сейчас наблюдается явное превышение предложения над спросом. Так что следующий заказ китайцы могут разместить, к примеру, в Украине. А могут расторгнуть контракт и потребовать неустойку, которая приведет к банкротству верфи.
Не исключено, что таким неблаговидным способом Балтийский завод и подводит конкурентов к банкротству, чтобы потом завладеть верфью и стать единственным монополистом в строительстве судов этого класса (пакет акций у "балтийцев" уже есть). Однако, если нынешний "полумонополист" ведет себя так, нетрудно предположить, как поведет себя, став полным монополистом. Не исключено, что страна может потерять большую часть зарубежных заказчиков и авторитет на мировом рынке вооружений. Как поется в известной песне, "я не знаю зачем и кому это нужно"...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников