После церемонии, замечательной главным образом своей краткостью и лапидарностью, народ и впрямь по большей части рванул домой к телевизорам. А в зале на фильме "Клятва" китайского режиссера Чена Кайге, которому только что вручили приз ММКФ за вклад в мировое кино, осталась небольшая горстка зрителей, видать, напрочь равнодушных к футбольным баталиям. Виной ли тому пресловутый футбол или же африканская жара, обрушившаяся на столицу, но желающих смотреть кино в июльской Москве нынче набирается немного - кинотеатр "Октябрь", ставший в этом году основной резиденцией фестиваля, толпы синемафилов атаковать не спешат. Вечерами на редкие пафосные премьеры публика еще набегает, а дневные сеансы, по сути, отданы на откуп нескольким сотням киножурналистов, которые, перемещаясь из зала в зал, рождают некую иллюзию бурной фестивальной жизни.
На самом деле кинопейзаж в этом году выглядит довольно скромно. Достаточно сказать, что на открытие Московского международного не удалось заполучить ни одной настоящей кинозвезды. И это при том, что в фильме "Сколько ты стоишь", который открыл конкурсный показ, в главных ролях снялись Моника Белуччи и Жерар Депардье. Но они представлять картину не приехали. Возможно ли было бы такое, если бы фильм с их участием открывал Берлинский или Венецианский фестиваль, не говоря уже о Каннском кинористалище? Вопрос, думается, из разряда риторических...
Сравнивать уровень конкурсной программы "у нас" и "у них" тоже пока не приходится. Так что австрийский режиссер Михаэль Ханеке, в последний момент отказавшийся возглавить жюри Московского фестиваля, похоже, поступил по-своему мудро. Фильмы в конкурсе показывают вроде бы качественные, но во время просмотров то и дело возникает стойкое ощущение дежавю - словно ты однажды это уже где-то видел, причем в более ярком, остром, талантливом исполнении. Например, картина хорватского режиссера Хевен Хитрич "Спи, мое золотко", прослеживающая жизнь простого рабоче-крестьянского семейства на протяжении нескольких десятилетий югославской истории, до боли напоминает работы балканского гения Эмира Кустурицы, только за вычетом его неукротимой фантазии, яростной энергетики, неповторимого юмора. Итальянский фильм "Лед и пламень", повествующий о любви двух психически неполноценных людей, вызывает в памяти премированный в Венеции южнокорейский "Оазис" - с той только разницей, что та лента появилась на несколько лет раньше и была не столь аляповатой по киноязыку, не столь туманной по мысли. Картина "Самурай, которого я любила" и вовсе тревожит священные тени японского кино, в первую очередь тень Акиры Куросавы, но, увы, без всяких на то оснований - в силу скромности, вторичности высказывания режиссера Мицуо Куроцути, которому нечего добавить к самурайским сагам великих предшественников...
Что касается уже упоминавшегося фильма "Сколько ты стоишь" в исполнении режиссера Бертран Блие, то он напоминает фильмы... самого Бертрана Блие, только слегка усталого, подвыдохшегося. В его новой работе, рассказывающей о любви скромного французского клерка и роскошной итальянской шлюхи, нет той очаровательной легкости, "пряной" эротичности, что сделали незабываемым его ранний шедевр "Вальсирующие". По сути, все полтора часа экранного времени Бертран Блие упоенно любуется роскошными формами полуобнаженной Моники Беллуччи - и это является единственным содержанием (простите за нехитрый каламбур) его фильма. Негусто!
На фестивале нынче вообще негусто с хорошим кино - не только, к слову говоря, в конкурсе. ММКФ, похоже, утрачивает статус главного поставщика кинематографических редкостей и новинок. Еще несколько лет назад столичная киноэлита справедливо игнорировала слабый конкурс ММКФ, но валом валила на громкие гала-премьеры - наши отборщики умудрялись вовремя добыть и доставить в Москву все главные хиты Берлинского и Каннского фестивалей. Теперь нет и этого: "Габриэль" Патриса Шеро, "Вавилон" Алехандро Гонсалеса Иньяриту, "Огни окраин" Аки Каурисмяки, "Фландрия" Бруно Дюмона и еще ряд знаковых фильмов этого года в формат ММКФ не вписались. Чем в этой ситуации организаторы Московского международного намерены удивлять публику? Интересной программой российских фильмов, идущих в Доме кино? Но для этого не надо было городить международный кинофестиваль. Или в их арсеналах все-таки припрятано некое "тайное оружие", которое "выстрелит" поближе к концу фестиваля?..