ТАКАЯ ВОТ ПОЛУНДРА...

Их убил не огонь, а дым. Четверо из семи погибших - его жертвы. Густой, едкий, он в считанные минуты заполнил комнаты. Кубрики, как их здесь называют. Ведь живут в них будущие моряки - нынешние курсанты Морской академии им. Макарова.

Один из учебных корпусов академии и одно из ее общежитий расположены рядом, на правом берегу Невы, у Заневской площади. Оба здания постройки тридцатых годов ХХ века. Стены в них массивные, крепкие. Потолки в комнатах высокие. Общежитие год назад ремонтировалось. На каждом из пяти его этажей есть свой дежурный пост. Учебное заведение хоть и гражданского, а не военного флота, но порядок в нем и его общежитиях строгий, военизированный. Как говорят живущие рядом люди, "мышь обычно туда не проскочит без специального пропуска".
Тем трагичнее все случившееся здесь ранним утром минувшей субботы. По словам одной из очевидиц, Марии Ивановны С., живущей в доме напротив, она проснулась в начале восьмого утра от рева сирен пожарных машин. Выглянула в окно и ахнула: из сталинской "академической" пятиэтажки валил черный дым. А из окон 3-го этажа на веревках, связанных из простыней, свисало несколько ребят. Все - в одних трусах, видно, прямо из коек.
Кто-то на этих простынях повис на уровне второго этажа. Дальше не доставало. Прыгать же - опасно, больше 3 метров до земли. Кто-то пытался спуститься, хватаясь за водосточную трубу, перебираясь по карнизам в сторону от комнат, охваченных дымом. Несколько человек сорвались вниз...
На третьем этаже живут 37 курсантов-третьекурсников судоводительского факультета Морской академии. О них говорят: случайных людей среди них нет. Такие отсеиваются на первом-втором курсах. Эти же - целеустремленные, влюбленные в будущую профессию ребята. Москвич Михаил Вельман слыл у преподавателей любимцем. Учился на "отлично", участвовал в различных олимпиадах. О нем говорили: уже готовый капитан, хоть сейчас на мостик! Вместе с товарищами по кубрику (в каждом из кубриков кровати в два яруса, по 6-8 жильцов) Михаил допоздна готовился к субботнему экзамену. У третьекурсников в разгаре сессия.
Пожарных дежурный офицер вызвал в начале седьмого утра - спустя почти час после того как вспыхнул пожар! До этого курсанты и вахтенная служба пытались бороться с ним самостоятельно.
- Само возгорание было несильным, - говорят сейчас в региональной службе МЧС, комментируя ЧП. - Очаг его находился со стороны коридора около двери, ведущей на лестничную площадку. Электропроводки там нет, мусорных баков тоже. Похоже, загорелась краска, почему-то хранившаяся в этом коридоре. Она и дала, скорее всего, такой сильный опасный дым. Если бы нас вызвали сразу, а не занимались самодеятельностью, не было бы и этих страшных потерь.
Сейчас специалисты МЧС и приехавшая из министерства комиссия пытаются восстановить обстоятельства трагедии. Выяснить, в частности, почему, начав тушить пожар, дежурные не разбудили спящих в кубриках курсантов, не вывели их из здания? Чем был вызван сильный жар от совсем небольшого пожара? Коридор был, по словам очевидцев, словно топка идущего на полном ходу корабля. В каком состоянии вернулись в 6 утра в общежитие пятеро курсантов, отпущенных на городской праздник "Алые паруса", и что делали они, вернувшись?
Об этой пятерке в академии стараются сейчас не распространяться. Сами не могут, видимо, понять, почему накануне экзамена молодые люди отправляются на всю ночь гулять по набережным с выпускниками средних школ. Может, это они, решив подшутить над друзьями-товарищами, задумали "выкурить" сонь из кроватей и подсунули горящую бумажку (сигарету) под дверь? Есть среди проверяемых версий и такая.
Причины будут устанавливаться. Расследование самого трагичного за последние годы ЧП в Петербурге ведет городская прокуратура.
- Нами возбуждено уголовное дело по статье N 109 УК "Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам", - сказал прокурор северной столицы Сергей Зайцев. - Пока очевидно одно: не обошлось без так называемого человеческого фактора.
А в НИИ скорой помощи тем временем идет борьба за жизнь доставленных туда двух десятков пострадавших курсантов. Один из них - 20-летний мурманчанин Алексей Ананьев скончался в понедельник утром от ожогов и отравления угарным газом. За жизнь еще двоих ребят, также двадцатилетних, врачи продолжают бороться. Как сказал нашей газете директор института Сергей Багненко, у них комбинированные травмы. У одного - тяжелое термическое поражение легких и кожи, у другого - ожоги и сложная черепно-мозговая травма. В реанимации еще пятеро. Остальные переведены из реанимации в отделения. Их жизнь вне опасности.
Пускают к ребятам сейчас только родителей. А с родителями погибших курсантов работают психологи. Но разве можно как-то смягчить горе матери и отца, потерявших сына? Мама петербуржца Николая Иванова, волей рокового случая оказавшегося в то утро в общежитии (из дома ему добираться до учебного корпуса далеко, вот и поехал к товарищам на Заневскую площадь, чтобы поутру в числе первых пойти сдавать экзамен), отказывается верить в гибель сына. Госпитализация требуется сейчас ей самой.
Среди погибших также жители Мурманска, Москвы, Краснодарского края, Белоруссии и Украины. Все расходы на дорогу их близких в Петербург и обратно, на похороны ребят в академии обещают оплатить.
Что касается материального ущерба, нанесенного пожаром общежитию, то, по словам заместителя начальника Морской академии Николая Алексеева, "он незначительный". Потребуется лишь почистить и заново покрасить коридор...