17 октября 2017г.
МОСКВА 
12...14°C
ПРОБКИ
2
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 57.34   € 67.46
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БЕРТРАН БЛИЕ: ЖЕРАР ДЕПАРДЬЕ - ВСЕ ТОТ ЖЕ НЕГОДЯЙ

Стародубец Анатолий
Опубликовано 01:01 27 Июня 2006г.
Бертран Блие заявил о себе в 1963 году документальным фильмом "Гитлер?.. Не знаю такого!" о подростках, равнодушных к прошлому и настоящему своей страны. Международное признание пришло 11 лет спустя, когда он поставил картину "Вальсирующие" с никому не известным Жераром Депардье в главной роли. Их альянс продолжился в таких громких фильмах, как "Приготовьте носовые платки", "Холодные закуски", "Слишком красивая для тебя"... Блие снял 20 картин, это экранизации его собственных пьес и романов, уже снискавших успех на сцене и у читателей.

На встречу с журналистами 67-летний режиссер пришел вместе с одной из актрис фильма Фаридой Рухуадж, глядя на которую Блие рассказал о счастливой примете: если перед фильмом актриса рожает от него ребеночка, то съемки проходят удачно и фильм получается хороший. Красавица Фарида смущенно заулыбалась, но от комментариев отказалась. "У вас здесь курят?" - осведомился для приличия Блие, доставая трубку и табак, а через минуту уже дымил, окутывая пространство вокруг себя клубами сероватого дыма. В ходе завязавшейся беседы корреспонденту "Труда" удалось задать свои вопросы.
- Мсье Блие, вы сняли немало эпатажных и скандальных картин. Кино как провокация - это ваш способ разговора со зрителем?
- Не совсем так. То, что было сделано когда-то, для настоящего художника уже не представляет никакой ценности. Не забывайте, что я - француз и неотделим от культурных традиций моей страны. Однако я всегда считал, что заниматься искусством: снимать ли фильмы, писать картины или книги - значит удивлять людей. Не шокировать, но будоражить воображение во имя каких-то благих целей. В своих фильмах я всегда стремился протестовать против заезженных понятий, затертых мыслей, ходульной морали. Мой первый успешный фильм "Вальсирующие" - это увесистый пинок под зад правительству Помпиду. Есть такие моменты в жизни общества, когда художник должен вести себя дерзко и вызывающе, как последний негодяй. А бывают времена, когда, наоборот, нужно быть элегантным и сдержанным. Сегодня, я считаю, нужно снимать фильмы, условно говоря, для плохих мальчиков. Уж очень надоела политкорректность, которая приняла в Европе гипертрофированные формы и сильно вредит искусству. Творец не должен ломать голову: корректен он или нет в своем произведении. Одно дело соблюдать правила приличия и чтить законы в жизни, другое - в искусстве. Мой последний фильм получился довольно безобидным, в нем почти нет неприличных выпадов. Может быть, начало слегка французское. А в общем, это простая история о том, как женщина выбирает мужчину, который во всех смыслах помельче ее будет.
- Когда вы называли картину "Сколько ты стоишь?", что вы этим хотели сказать?
- Ничего. Ха-ха-ха. Названия современных фильмов чаще всего ни о чем не говорят, поскольку их дает не режиссер, а продюсер вместе с дистрибьютором. Если бы я мог выбирать, то в данном случае процитировал бы что-нибудь из поэзии Бодлера.
- Ваш фильм "Вальсирующие", отразивший сексуальную революцию 60-х, о движении и о стиле жизни. Если применить эту хореографическую метафору: какую пляску вы предложили зрителям теперь?
- Медленный парный танец, в котором кружатся трое. Обычная ситуация в любви. Кто-то один - всегда лишний.
- Вы начали снимать Жерара Депардье, когда он был никому не известным актером. За эти годы с ним произошли сильные метаморфозы: просит завышенные гонорары, появились звездные замашки?
- Жерар Депардье не мог измениться к худшему, потому что хуже, чем он был, уже некуда. Он просто негодяй. Таким был на старте и таким же дойдет до финиша. Тем не менее это один из величайших актеров мира. В творческом плане его можно сравнить с хорошим французским вином: чем дольше выдержка, тем лучше. Кстати, Депардье сам выращивает виноград и производит вино, но я бы не советовал вам пробовать этот напиток. Чтобы отважиться на такое, нужно очень хотеть пить.
- Когда смотришь "Сколько ты стоишь?", ловишь себя на мысли, что пребываешь в каком-то странном сне. Как Моника Белуччи решилась в этом участвовать?
- Очень верный диагноз. Интересно, что во французском языке сон и мечта - одно и то же слово. А фильмы чаще всего похожи или на сон, или на кошмар. Я предпочитаю кошмары. Но здесь у меня получилась мечта. Это не фильм-война, а, скорее, отдых между битвами. С Моникой все было просто. Она хорошо знала меня, мои книги и фильмы. Когда я рассказал, о чем будет картина, она согласилась. Это потрясающая актриса. В кинематографе я такого еще не встречал, даже Мэрилин Монро так не играла. Дерзкий взгляд, свободные движения, потрясающее тело, взрыв - и все это Моника делает одетой. Никаких непристойностей, чем больше на ней одежды, тем сильнее она волнует и возбуждает. "Сколько ты стоишь?" держится на одной актрисе. Я бы не стал снимать никого другого. Это не имело бы смысла.
- Почему в фильме много арий из итальянских опер с трагическими развязками? Этим вы хотели сказать, что настоящие страсти выродились?
- Нет. Музыкальные темы были отобраны, дабы подчеркнуть ауру и колорит Моники Белуччи, итальянки по происхождению. Я хотел, чтобы зритель утонул в потоке ее женственности. Действительно, в операх Верди и Пуччини, чья музыка звучит в фильме, герои умирают. Кстати, я тщательно перечитал сценарий, чтобы не было каких-либо моментов оскорбительных для итальянцев. Ведь наш фильм - франко-итальянский. Когда я его снимал, то думал об Италии и старался вложить в него побольше намеков на итальянскую культуру. Там, например, есть эпизод, где как фантом проходит Марчелло Мастроянни. Мы хорошо знали друг друга. В 1993 году он получил награду Венецианского кинофестиваля за роль в моем фильме "Раз, два, три - замри".
- С кем из режиссеров, кто работает в такой же гротесковой, сюрреалистической стилистике, вы хотели бы потягаться на фестивале?
- Вступать с кем-либо в соревнование - это не мой стиль. Когда я делаю свои фильмы, то думаю не о других режиссерах, а, скорее, о мировом кинопроцессе в целом. Мне интересны Девид Линч, Педро Альмодовар. В "Сколько ты стоишь?" очень сильно влияние Вонга Карвая, перед которым я преклоняюсь. Некоторые планы буквально скопированы из его фильмов. Я, конечно, никому об этом не говорил, но, поскольку мы среди своих, я могу честно в этом признаться.
А что касается молодых французских режиссеров, то я предпочитаю тех, кто делает что-то совсем непохожее на мое кино. Люблю людей, которые торят новые дороги, открывают интересные темы. Франция сейчас пребывает в кинематографическом кризисе. Кино уже не является великим искусством. Фильмов снимают очень много, но настоящего кино очень мало, и хороших режиссеров можно пересчитать по пальцам. Так же как издаются миллионы книг, которыми завалены магазины, а литературы почти нет. Очевидно, для современного искусства это общая проблема.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.