04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76


МОЯ МАМА - БАРАБАС

Гельзин Глеб
Опубликовано 01:01 27 Июня 2008г.
Сегодня в Москве заканчивается фестиваль "Другой театр из Франции и не только". Устроители - Французский культурный центр и Театр Наций - пообещали московской публике спектакли, существующие на стыке драматического театра с цирком, клоунадой, изобразительным искусством, и слово свое сдержали.

Фестивальная программа оказалась на удивление сильной: всего четыре разножанровые постановки, но зато ни одного прокола. Российско-французский проект Владимира Панкова "Молодец" был и так доступен московской публике в течение всего сезона, поэтому наибольший интерес был выказан к привозным спектаклям из Франции и Швейцарии. Сначала нам показали "План Б" - сумасшедший акробатический спектакль о людях, умеющих преодолевать земное притяжение. Затем выпустили на сцену Центра имени Мейерхольда мрачного и смешного клоуна Бонавантюра Гакона - в своем моноспектакле "Бродяга Будю" он, словно бы наследуя традиции французского экзистенциализма, рассказал зрителям о нелепом клошаре, стоящем на пороге смерти.
Казалось, что швейцарский спектакль "Дом Бернарды Альбы" окажется более традиционным уже хотя бы потому, что поставлен по классической пьесе Федерико Гарсиа Лорки. Но не тут-то было. Режиссер Андреа Новиков превратил семерых обитательниц далекой андалузской деревни (мать, пять дочерей, служанка) в персонажей диковинного кукольного театра. Точнее сказать, он продемонстрировал нам, как свободный человек постепенно превращается в куклу.
Хотя все роли в этом спектакле исполнены всамделишными актерами, существует полная иллюзия, будто перед нами тростевые куклы. Все дамы ходят по строго прочерченной колее, не смея ступить ни шагу в сторону, пищат ненатуральными голосами и предпочитают мелкие игрушечные жесты, доведенные до автоматизма. Похоже, это результат многолетней муштры со стороны хозяйки этого балаганчика Бернарды Альбы. Именно она - местный Карабас-Барабас, который при помощи плетки-семихвостки держит своенравных дочерей в черном теле, делая их послушными куклами в своих руках. Не видать им, бедняжкам, как своих ушей, ни любви, ни счастья, ни свободы. Строгое католическое воспитание - вот как это называется. Изуверка-мать желает видеть своих дочерей безгрешными и бесплотными существами и запирает их, будто фигурки католических святых, в деревянные оклады. В конце концов одна из "кукол", не выдержав тирании мамы-Карабаса и окончательно отчаявшись в своих попытках обрести любовь, просто повесится.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Трагедия "Дом Бернарды Альбы" была написана испанским поэтом и драматургом Федерико Гарсиа Лоркой незадолго до его трагической гибели в 1936 году. Заглавная роль предназначалась для великой актрисы Маргариты Ксиргу. Бернарда Альба после смерти мужа превратила свой дом в тюрьму, откуда не так-то просто вырваться ее дочерям, которые чахнут в ожидании мужа. Когда младшая дочь Адела решается на побег с мужчиной, Бернарда Альба стреляет из ружья в соблазнителя, после чего Адела кончает жизнь самоубий-ством. В списке действующих лиц полностью отсут-ствуют мужчины, и поэтому эта пьеса соблазнительна для театров, желающих предоставить интересный актерский материал для женской части труппы. Самой экзотичной версией "Дома Бернарды Альбы" следует, пожалуй, признать якутский спектакль, показанный в прошлом году на фестивале "Золотая маска". Молодой режиссер Сюзанна Ооржак превратила знойную испанскую пьесу в северный якутский эпос, и главная героиня спектакля в исполнении Степаниды Борисовой не засушивала, а скорее замораживала своих дочерей.


Loading...








В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников