05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ: ЭКОНОМИКА РАЗУМНОГО ДОСТАТКА

Вагринов Александр
Опубликовано 01:01 27 Июля 2000г.
Еще пять-шесть лет тому назад Челябинская область, казалось, погрязла в трясине экономических и социальных проблем. Задолженность по заработной плате в отдельных отраслях экономики превышала 12 месяцев. Бюджетники в счет зарплаты получали скудные наборы продуктов и неходовые товары. Финансовые пирамиды выгребали последние копейки из карманов челябинцев. Основные отрасли промышленного производства находились в полуразрушенном состоянии. Селяне были вышвырнуты в рыночный хаос без всяческой поддержки - в результате таяли и поголовье скота, и посевные площади. Малый бизнес уверенно дрейфовал в теневой сектор. Разбазаривание государственных средств, продажа предприятий за бесценок с "молотка" под прикрытием приватизации достигли гигантских размеров. Область по сравнению с соседями плелась в хвосте по уровню газификации... Сейчас поговорку о беге "впереди паровоза" по самым различным поводам все чаще применяют к Челябинской области. В положительном смысле. Прежняя траектория падения в пропасть сменилась с точностью до наоборот. Область поднялась с колен и стала одним из доноров государства. Челябинские пенсионеры давно забыли, как "растягивали" свои пенсии на два, а то и три месяца. Нынешняя весна принесла облегчение и бюджетникам - власти рассчитались с ними до копеечки. Учителя и врачи в срок получили свои отпускные. Матери, которые годами не видели детских пособий, начали их получать. "Жизнь-то налаживается! - с облегчением констатируют жители области и находят самое простое объяснение происходящему: - Мы хоть немного наконец вздохнули, потому что промышленность заработала".

Что и говорить, раскрутить промышленный маховик было сложно, и не все поначалу шло гладко. Но теперь уже можно сказать с определенностью: наметившийся еще год назад экономический рост в области сохраняется. Объемы производства за шесть месяцев этого года возросли на 22 процента по сравнению с аналогичным периодом 1999 года. На таком же стабильном уровне работает черная и цветная металлургия, давая области более половины доходов. С конвейера сошло в 2,5 раза больше новых тракторов и на 70 процентов больше грузовых автомобилей. В результате поступления в бюджеты всех уровней удвоились, чему в немалой степени поспособствовали вывод из оффшорных зон и постановка на налоговый учет по месту фактического нахождения около 300 предприятий (что дополнительно принесло в областную казну более 68 миллионов рублей). Это и позволило Челябинской области по производству продукции на душу населения войти в первую пятерку среди регионов страны, а по темпам экономического роста обогнать среднероссийские показатели.
Председатель комитета экономики областной администрации Владимир Дятлов считает: успех области объясняется правильно выбранной стратегией, когда государство становится партнером и помощником в начинаниях, а не только исполняет функции контролера над основными процессами в регионе.
- Механизмов для воплощения этой стратегии в жизнь множество, - уверен Дятлов. - На сегодня у нас в области определились установленные законом процедуры финансового оздоровления предприятий, механизмы организации внутриобластной, межобластной и межрегиональной кооперации. Это и реструктуризация долгов предприятий, обращение их в государственные пакеты акций, формирование вертикальных структур управления. Положительное влияние государство может оказывать и через льготные тарифы на транспортные и энергетические заказы. Предприятия машиностроительной и других перерабатывающих отраслей гарантированно обеспечиваются сырьем, - например, металлом.
Большинство предприятий Урала ощущало серьезный дефицит металла. Бывало, что даже за "живые" деньги и с предоплатой его невозможно было купить, - сетует Дятлов. - Мы решили эту проблему: из 11 миллионов тонн производимого в области проката половина уходит за рубеж, 30 процентов - на российские нужды, а еще 10 процентов поступают на заводы области. Это чрезвычайно эффективная мера взаимодействия государства с региональной экономикой. Благодаря ей темпы роста на машиностроительных предприятиях нашей области в два раза превысили темпы на аналогичных предприятиях Урала.
- Наверное, есть среди руководителей южноуральских предприятий и фирм те, которые без энтузиазма воспринимают вмешательство представителей власти в их деятельность?
- Не скрою - есть. Логика их возражений такая: это моя частная собственность, и мне решать, что и как делать. Но они же сами признаются, что не хотят терять крайне важную для них государственную поддержку. Вот, к примеру, Магнитогорский металлургический комбинат...
По словам Дятлова, это предприятие является одним из самых динамично развивающихся в российской отрасли. На нем работают 55 тысяч человек. Здесь умудряются прямо "на ходу" проводить реконструкцию производства и постоянно вводить новые мощности. Полностью обновлена первая доменная печь, превращенная из агрегата-ветерана в образец современной металлургии. В прошлом году пущен цех улавливания и комплексной переработки коксового газа, что позволило уменьшить канцерогенные выбросы на 75 процентов и наладить за счет их дальнейшей переработки дополнительный выпуск химической продукции. Тогда же был пущен третий конвертер мощностью до 3 миллионов стали в год.
- А грандиозную долгосрочную программу развития предприятия на 2000 - 2010 годы разве может воплотить комбинат без поддержки государства? - задается вопросом Дятлов. - В основе программы - создание высокотехнологичных производственных мощностей с максимальной загрузкой, с гарантированными рабочими местами и полной реализацией продукции во всех отраслях экономики, как в России, так и за рубежом. Намечено расширить выпуск качественного листового проката с ориентацией на развитие автомобильного, строительного, топливно-энергетического и машиностроительного комплекса. Без государства для реализации задуманного здесь не обойтись.
Владимир Дятлов привел и другой пример. Несколько лет тому назад медеплавильный комбинат в Карабаше, превративший своими вредными выбросами окрестности в зону, опасную для проживания, под давлением общественности был закрыт. Задышавшие было с облегчением жители вскоре опять впали в уныние - комбинат-то являлся градообразующим предприятием, и что без него город? Закрывались детские сады и учреждения культуры, без ремонта здания разваливались. Здравоохранение дышало на ладан. Росла безработица.
Положение спас Кыштымский медеэлектролитный завод. Его генеральный директор Александр Вольхин сумел превратить свое предприятие в завод, ставший одним из лучших в мире по техническому оснащению. Здесь сегодня кроме чистейшей меди, проката и катанки из нее, выпускают серебро, золото, соли платины, селен, теллур и другие драгоценные и редкие металлы. Под эгидой завода и с активным участием его капитала развиваются местные рудные месторождения. Когда встал вопрос, где производить их черновую переработку, вспомнили о Карабаше. Только из прежде чадящего комбината необходимо сделать современный комплекс с установкой по улавливанию дымов. Не так давно Сбербанк России принял решение о выделении кыштымцам в качестве инвестиций 35 миллионов долларов.
- Они пойдут на реализацию проекта экономического, экологического и социального возрождения города Карабаша и его медеплавильного комбината. Ну как же, скажите, можно было обойтись здесь без поддержки государства?! - спрашивает Дятлов.
Не менее сложная ситуация складывалась и на таком известном в стране заводе, как Уральский автомобильный. Поставить его на ноги позволило эффективное применение процедуры банкротства и введения внешнего управления.
- Мы начали с изменения внешних отношений - с поставщиками материалов и комплектующих, с потребителями нашей продукции, рассказывает внешний управляющий ОАО "УралАЗ" Валерий Панов. - Первым делом постарались уйти от посредников, ликвидировали вторичный рынок сбыта, не позволявший нам требовать за грузовик "Урал" столько, сколько он стоит на самом деле. Поиск прямых связей обусловил нашу заинтересованность в налаживании внутриобластной кооперации. Если раньше мы везли металл даже с Украины, то теперь поставки идут из Магнитогорска, Челябинска, Златоуста и других городов Урала. Но объемы производства наращивали постепенно, избегая соблазна "сделать рывок", за которым потом обычно следует падение темпов.
Вот так, без надрыва, УралАЗ в текущем году вышел на уровень рентабельного производства, стал наращивать прибыль. Прежние долги по зарплате погашены, и как страшный сон вспоминаются теперь очереди за хлебом, в которых стояли автозаводцы в 1998 году незадолго до введения внешнего управления. Ныне зарплата у них - выше средней по области, и к концу года, по уверению руководства завода, должна еще подрасти - до 2200 рублей в месяц.
Недавно в области зарегистрировано новое акционерное общество "Автомобильный завод "Урал", которому в качестве уставного фонда отошел весь имущественный комплекс по производству автомобилей высокой проходимости. Одним из новых владельцев предприятия стало государство, получившее блокирующий пакет акций.
Аналогичная схема выхода из удручающего состояния применяется и на Челябинском тракторном. Возрождению этого некогда легендарного предприятия будет способствовать и расширение выпуска здесь современной техники оборонного назначения. С такой перспективой согласился и побывавший на ЧТЗ вице-премьер правительства России Илья Клебанов. Среди образцов выпускаемой техники вице-премьер особое внимание обратил на новенький танковый силовой агрегат, который позволяет оставить за челябинскими конструкторами гордое звание законодателей "танковых мод". Созданный ими 1200-сильный двигатель, по мнению специалистов, заметно превосходит отечественные и зарубежные аналоги и способен совершить революцию на этом направлении военного производства.
Для подъема ряда крупнейших челябинских предприятий сделано немало, и все же ситуация с использованием государственных финансов остается непростой. Поэтому команда губернатора делает упор на меры, не связанные с большими бюджетными расходами. Основными инвестиционными источниками становятся собственные средства предприятий и средства отечественных и иностранных инвесторов. За последние три года в области создана система взаимосвязанных нормативно-правовых актов, стимулирующих инвестиционную активность на территории области. И уже в прошлом году впервые за последние 10 лет произошел рост инвестиций в основной капитал области. Администрация области поддержала ряд инвестиционных проектов областной и федеральной значимости, в том числе имеющих кредитную составляющую из иностранного капитала. Среди них - пуск третьего конвертера на ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", за счет которого производство стали увеличилось на треть. Объекты такого масштаба в последние 10-15 лет не вводились в Европе. Кроме того, осуществлено строительство фабрики брикетирования отходов в объединении "Магнезит", двух междугородных цифровых телефонных станций в Челябинске и Магнитогорске, первой очереди горнолыжного комплекса федерального значения "Завьялиха", открытие двух аэровокзальных комплексов с взлетно-посадочными полосами мирового уровня и многие другие.
Во многих странах, как известно, источником внешних инвестиционных ресурсов являются средства населения. Увы, до сих пор в России это не так. Челябинцы, похоже, хотят внести в эту ситуацию свои коррективы. Показатель сбережений по области выше, чем, скажем, в такой традиционно бережливой стране, как Япония. Участие населения в инвестиционном процессе Челябинской области будет во многом определяться ростом реальных денежных доходов и уровнем доверия к инвестиционным предложениям. Внутренний инвестиционный потенциал населения Челябинской области оценивается не менее чем в 6 млрд. рублей (с поправкой на инфляцию), и его необходимо максимально задействовать, считают местные власти.
Среди новых перспективных направлений инвестиционной деятельности, внедряемых в области, особые надежды связываются с лизинговыми операциями. В 1999 году принят закон "Об областном лизинговом фонде", который реализовывается через целевой бюджетный лизинговый фонд, представляющий собой совокупность денежных средств, ценных бумаг, материально-технических ресурсов. За счет средств фонда в 2000 году уже закуплено и передано сельхозпроизводителям 250 комбайнов, еще 50 единиц техники поступят в села к концу года.
В ближайшие пять лет власти Челябинской области намерены поэтапно менять в регионе инвестиционный режим, исходя из общей ориентации на активность крупного корпоративного бизнеса, национальных ресурсно-энергетических и высокотехнологичных компаний, региональных, межрегиональных и национальных финансово-промышленных групп. При этом областные власти достаточно осторожно относятся к проникновению на местный рынок транснациональных корпораций. Тому есть весомые причины. Об одной из них рассказал Владимир Дятлов:
- У нас есть печальный опыт, когда транснациональная корпорация "Гленкор" стала фактическим владельцем Челябинского металлургического комбината "Мечел". Несколько лет мучились челябинские металлурги от недостатка инвестиций, от невыплаты зарплат. Годами копились долги по налогам. Пришлось областной власти вмешаться в ситуацию. Потребовались замена управленцев, смена подходов к взаимоотношениям области с этой корпорацией. Теперь задолженности в областной и федеральный бюджеты, в пенсионный и дорожный фонды уже реструктурированы. "Мечел" взял на себя обязательства по выплате всех старых и текущих долгов, по повышению зарплаты рабочим. А причина всех бед была в том, что руководство "Мечела", по сути, попало под влияние руководства "Гленкора" и многотысячный коллектив попросту страдал от грабительской политики ТНК.
Тем не менее руководство Челябинской области все-таки считает, что с иностранным капиталом работать надо, и готово помогать правительству РФ осуществить одну из главных задач, стоящих перед ним: восстановить доверие инвесторов к России, сформировав благоприятный инвестиционный климат, в первую очередь для прямых капитальных вложений в реальный сектор экономики.
Все экономические ходы, которые предпринимает губернатор Челябинской области Петр Сумин вместе со своей командой, просчитаны, взвешены не один раз и направлены только на одно - помочь жителям области обрести достойную жизнь.
Судите сам. Исторически сложилось так, что уровень газификации Челябинской области к середине 90-х годов оказался ниже, чем в соседних областях Урала и в целом по России. Сотни тысяч южноуральцев еще недавно не могли и представить, какие блага принесет им "голубое топливо". Реализация крупномасштабной программы газификации, получившей статус "губернаторской", началась на Челябинской земле в 1997 году. И вот результат - за эти годы уже построено 1180 километров газопроводов и газовых сетей. Только в минувшем году газифицировано 10100 квартир, из них 2 800 - на селе; 6000 квартир переведено с сжиженного газа на природный; газифицировано 17 предприятий. В сельской местности ежегодно увеличивается ввод газопроводов и сетей (со 108 км в 1997 году до 185 км в 1999-м).
Администрация области смогла мобилизовать все необходимые ресурсы на окончание строительства магистрального газопровода Сим-Миньяр-Аша, по которому природный газ пришел в горнозаводскую зону области. Перешли на более эффективный природный газ Ашинский металлургический и пиролизно-химические заводы, завод "Точных технических камней" и машзавод в городе Кусе, завод "Агрегат" в городе Симе, Троицкий жиркомбинат, Миньярский метизно-металлургический завод, два котла Аргаяшской ТЭЦ и 16 сельских предприятий. Всего впервые получили природный газ Троицкий и Уйский районы, пять городов и 23 сельских населенных пункта. Выполненный за три года объем работ по газификации Челябинской области вытащил ее из аутсайдеров в группу 20 наиболее газифицированных регионов России.
Экономисты отмечают, что особенностью реализации губернаторской программы газификации стала перспективно высокая окупаемость вложений и привлечение внебюджетных средств. Так, на финансирование этой программы в соответствии с постановлением губернатора в 1999 году выделено 83, 7 млн. рублей. Активно привлекались средства из источников, не связанных с областным бюджетом.
Полное понимание поставленных задач показали многие главы администраций. Единый взгляд на проблему и слаженность действий у представителей областной и районных властей стали залогом успеха реализации программы.
Губернатор Петр Сумин не единожды высказывал мысль:
- Газификация территорий области, отдельных населенных пунктов, предприятий и объектов является сегодня инструментом реального воздействия на улучшение экономической и социальной ситуации, использовать который надо всегда, не ссылаясь на кризисы и нехватку денег.
Руководитель области заинтересован в ее проведении и дальше, потому что, как он выразился, "помимо существенной экономии, она дает увеличение рабочих мест и налогооблагаемой базы, вовлечение местных производителей на разных звеньях в производственную цепочку..."
Планируется и далее развивать программу газификации: в 2000 году намечено газифицировать 20 тысяч квартир, в том числе 10 тысяч в сельской местности, разработать и заложить основы для газификации Верхнеуральского, Октябрьского и Нязепетровского районов. В сельской местности и дальше продолжится переход к природному газу и отказ от морально устаревающих газобалонных установок. В этом году запланировано освоить средств на газификацию 509 млн. рублей, причем 200 млн. выделено из областного бюджета.
Таким образом, в 2000 году планируется в 4 раза увеличить объемы строительства газопроводов. Это значит, что в области в четыре раза увеличится количество рабочих мест в отрасли. Соответственно вчетверо увеличиваются заказы газостроительных предприятий другим местным производителям - трубным заводам, цементным, кирпичным, электродным... В итоге рост производства и на этих предприятиях, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, решение проблемы занятости. Выполнение этой программы губернатор считает делом своей чести.
Впрочем, успехи промышленных предприятий не умаляют достижений, которыми может гордиться аграрный сектор Челябинской области. Одна лишь цифра: урожай зерновых, собранный в 1999 году, в 2,5 раза превышает тот, что получили селяне в 1998 году. Конечно, без поддержки областных властей и тут не обошлось. Создан и регулярно оказывает помощь губернаторский инвестиционный фонд поддержки села, из которого уже выделено на реализацию различных мероприятий более 23 млн. рублей. Предоставлена поддержка в приобретении элитных семян, удобрений и гербицидов, молодняка высокопродуктивных пород скота в размере 123 млн. рублей. Общая сумма инвестиций в аграрный сектор с середины 1990-х годов составила 1 млрд. 300 млн. рублей. Увеличивая ассигнования из областного бюджета, администрация не стала требовать с сельхозпредприятий безнадежных долгов, списав свыше 345 млн. рублей и проведя реструктуризацию на сумму более чем в 117 млн. рублей. Село задышало.
Особую гордость у команды Петра Сумина вызывает та отрасль, которая многим руководителям регионов доставляет головную боль. Речь идет о строительстве.
Кризисная ситуация в экономике, сложившаяся как в самом начале реформ, так и во второй половине 1998 года, не способствовала увеличению объемов капитального строительства. Отрасль в большой степени ощутила на себе негативное воздействие инфляционных процессов, препятствующих долгосрочным инвестициям в жилищное промышленное строительство. Теперь ежегодный прирост вводимых в области в эксплуатацию квартир составляет более 10 процентов, и по объему строящегося жилья челябинцы устойчиво держат на Урале первое место.
В результате повышения эффективности производства, роста прибыли у предприятий и увеличения налогооблагаемой базы вдвое увеличились налоговые поступления. При этом доля расходов на социальную сферу в областном бюджете в нынешнем году превышает 20 процентов.
В области с января 2000 года снята проблема задолженности по зарплате бюджетникам, с перевыполнением поступают платежи в пенсионный и другие внебюджетные фонды, активно погашаются долги на градо- и бюджетообразующих предприятиях. Вследствие этого произошел рост реальных располагаемых доходов челябинцев более чем на 23 процента, а уровень безработицы сократился с середины девяностых почти в два раза и составляет сейчас 0,9 процента - один из самых низких на Урале. Получили работу около 6000 военнослужащих, уволенных в запас. Трудоспособные граждане потянулись со стихийных рынков на промышленные предприятия области и в малый бизнес.
Добиться столь впечатляющей занятости населения области удалось за счет создания с участием областного бюджета 26 новых производств, где получили рабочие места почти 22 тысячи человек, а также случаев, когда понадобилось личное вмешательство губернатора, - как, например, на ОАО "Мечел", где удалось избежать сокращения рабочих мест и остановки коксохимического и доменного производств.
Вводятся в цивилизованное русло и трудовые отношения. Создана законодательная основа для партнерства труда и капитала в условиях рыночных отношений. Принят ряд документов, защищающих интересы как трудящихся, так и работодателей, - областные законы "О социальном партнерстве в Челябинской области", "О правах профессиональных союзов в сфере социально-трудовых отношений и гарантиях их деятельности в Челябинской области", "О межотраслевых тарифных соглашениях", в стадии разработки и утверждения находится целый ряд других.
Становится хорошим тоном вести дела, опираясь на цивилизованные производственные отношения. А способствовать им призвана целая система взаимосвязанных нормативных актов, регламентирующих и регулирующих рыночные взаимоотношения в области, - законы "О промышленной политике", "О внутриобластной кооперации". Была принята также "Концепция промышленной политики Челябинской области на 2000-2005 годы".
Люди заново обретают себя не только через получение недоступных ранее рабочих мест, но и через многочисленные социальные гарантии, о которых люди помнят и через десяток лет.
Да, в Челябинской области развивается система платного медицинского обслуживания, но солидную поддержку получают также государственные и муниципальные больницы, поликлиники. Оснащение лечебных учреждений области новейшим медицинским оборудованием финансируется в приоритетном порядке, и за последние четыре года на эти цели выделено свыше 200 млн. рублей. Сохранена доступность и бесплатность медицинских услуг для пенсионеров и других социально незащищенных групп населения, а перед посредниками в системе обеспечения лекарственными средствами был поставлен барьер.
Под особым контролем областных властей находится сфера детской и молодежной политики. Бесперебойно финансируется программа "Дети Южного Урала", ежегодные ассигнования на которую достигают 10 млн. рублей, сиротам и детям из малоимущих семей за счет областного бюджета выделяются льготные путевки в летние оздоровительные лагеря. Через фонд обязательного медицинского страхования ежегодно финансируется выделение 5 тысяч путевок в санатории-профилактории для студентов. Их стоимость невысока - 200-300 рублей на 21 день. Только в последнее время введено в строй более десяти новых школ. Улучшается материально-техническая база учебных заведений - им в общей сложности в текущем году выделено около 650 компьютеров. Губернаторский целевой набор в вузы областного центра, практикуемый вот уже третий год, позволяет нескольким сотням выпускников сельских школ становиться студентами, минуя общую систему набора В нынешнем году в рамках программы в вузы принято около 400 человек.
Сегодняшнее положение Челябинской области по сравнению с другими регионами России позволяет сделать вывод: местная исполнительная власть правильно определила меры и инструменты вывода региона из состояния стагнации, в каком он оказался к середине 1990-х годов. Область, пережив вместе со всеми острейшую фазу экономического кризиса в августе 1998 года, не только сумела выжить в тяжелейших условиях, но и в числе первых перейти к динамичному экономическому росту.
Казалось бы, успехи налицо. Однако в областной администрации не проходит ни одного аппаратного совещания, на котором не велись бы жаркие разговоры. А причина одна - тот экономический подъем, который реально существует, еще не оказал радикального влияния на улучшение жизни южноуральцев. Подъем экономики, восстановление оборотных средств промышленных предприятий и организаций всех форм собственности во многом достигнуты за счет ограничения роста заработной платы. По глубокому убеждению губернатора, "экономика дешевого работника" ведет к деградации не только работника, но и самой экономики. Это недопустимо. Поэтому стратегическая задача областной администрации на ближайшее пятилетие - восстановление платежеспособного баланса жителей области, государственное стимулирование прежде всего тех предприятий, которые увеличивают фонды оплаты труда и поддерживают социальные программы.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников