ДВИЖЕНИЕ ЛЕЧИТ, ЛЕНЬ КАЛЕЧИТ

Почему после окончания школы большинство выпускников вместе с аттестатом зрелости наследуют серьезные недуги? Почему многие школьники ненавидят уроки физкультуры, которые должны укреплять здоровье подростков? И как исправить ситуацию? Мы беседуем об этом с человеком, который уже много лет движением лечит тяжелейшие болезни. Наш собеседник - главный врач Центра кинезитерапии Сергей Бубновский.

ТАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ
- Сергей Михайлович, мы знакомы очень давно. Лет десять назад вы были просто специалистом по лечебной физкультуре в одной из московских клиник. Возможно, кто-то из читателей "Труда" помнит публикации, в которых вы размышляли, в частности, о целебной силе движения. Сегодня вы не только руководите крупным лечебно-оздоровительным центром, но и создали свою методику физического развития ребенка. Наверное, это вполне логично?
- Конечно, тут нет случайностей. Ведь в наш центр кинезитерапии (лечения с помощью нагрузок) приводят и детей, и подростков. Бывает, что приходится бороться с последствиями травм. Но очень часто я вижу: больной позвоночник - результат того, что никто из взрослых не подумал вовремя о физическом развитии ребенка. Мы накопили огромный опыт. В московских департаментах здравоохранения и образования мне дали возможность заниматься и научной, и практической работой, знакомить учителей с нашей методикой. Цель - создание оптимальной программы физического развития для каждого учащегося.
- Известно, что в каждом классе есть группа (иногда - довольно многочисленная) детей, освобожденных от уроков физкультуры. Остальные школьники эти уроки посещают, но часто относятся к ним как к досадной повинности. Почему так получается?
- Если совсем коротко, то причины просты: безграмотность и леность. Мы убеждены, что детей, освобожденных от уроков физкультуры, вообще не должно быть. Такие освобождения - абсурд. Многолетний опыт использования кинезитерапии доказал: правильное движение лечит, неправильное - калечит. С помощью движения мы лечим тяжелейшие состояния даже у пожилых людей. А уж ребенок, освобожденный от физической активности, - это противоестественно. А возникают освобождения и потому, что движение ради движения действительно может быть вредным. Это эксплуатация тела.
- Приведите, если можно, примеры "опасной" физической активности.
- Вредны любые крайности. Бег, например, полезен для сердца, но может быть вреден для суставов и позвоночника. Закаливание водой, обливания - прекрасный метод оздоровления, а "моржевание" истощает человека. Кстати, популярное сегодня кратковременное голодание действительно полезно при многих состояниях, но увлечение "голодовками" крайне опасно. Хотя бы потому, что они уничтожают мышечную константу.
- Что это значит, поясните, пожалуйста.
- Это вся мышечная система человека. В норме суммированный вес мышц тела должен составлять 40 процентов от общего веса человека. Это и есть мышечная константа, которая закладывается в детстве. Все последние работы физиологов доказали: именно от мышечных клеток и тканей зависит правильный обмен питательных веществ в организме. Кровообращение, например, происходит только благодаря работе мышечных клеток. Инервация (прохождение нервных импульсов к тканям и органам), то есть работа всей нервной системы, зависит именно от того, работает ли мышечная клетка, рядом с которой находится нерв.
- В вашей программе особое внимание уделяется детям младшего школьного возраста. Почему так важен для здоровья ребенка именно этот "фрагмент" детства?
- Потому что как раз в возрасте от шести до десяти лет его физическое и психическое развитие идет особенно быстро. И картина, которую мы видим сегодня, удручает. У каждого пятого ребенка - явный дефицит массы тела, это рахиты, физически неполноценные дети. По официальным данным, 16 процентов шестилетних детей не готовы к обучению. До 50 процентов детей в младших классах страдают разными нарушениями здоровья: снижается острота зрения, ухудшаются показатели крови, развиваются сколиозы и плоскостопие. Больше половины учеников начальной школы уже успели приобрести какие-то формы нервно-психических расстройств. Мы твердо убеждены: все это связано именно с недостатками развития мышечной системы. Например, если у ребенка быстро растут кости, а мышцы отстают, то обязательно происходит искривление позвоночника. В норме к 6 - 7 годам масса мышц резко увеличится. Но если мы не дадим ребенку нужных физических нагрузок, этого роста мышечных тканей не будет. Во втором - третьем классе школьник считается вполне здоровым, ни на что не жалуется. Но к 12 - 14 годам у него вдруг "вылезают" сколиоз, близорукость, неврозы. И мы получаем пресловутый "трудный возраст".
КТО ВИНОВАТ?
- Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что ребенок должен больше двигаться. Но почему все же уроки физкультуры не обеспечивают нужной активности?
- Потому что эти занятия проводятся по давно устаревшему шаблону. Я как врач проанализировал одну из методик, которую используют в Москве для оценки физического состояния детей. Это так называемый индекс физической готовности. Упражнения, которые даются школьникам, неправильны, неадекватны. Их вообще нельзя применять. Ну, например, предлагается бег на 60 метров. Я убежден, что его надо запретить для тех, кто страдает плоскостопием, избыточным весом, плохой координацией движений, тем более - сердечно-сосудистыми или легочными заболеваниями. Такое упражнение нельзя рекомендовать школьникам, не обученным технике бега на короткие дистанции.
- Печальный парадокс: вместо радости уроки физкультуры часто порождают у детей "закомплексованность", чувство неполноценности.
- Потому что уравнительный подход к этим занятиям глубоко ущербен. Представьте, урок физкультуры начинается с построения в шеренгу по росту. И тот, кто оказывается "в хвосте", уже чувствует себя ущербным. А потом все прыгают через "козла". И если мальчик мешковатый, неуклюжий, он не сумеет выполнить это упражнение. И услышит насмешки одноклассников. И потом будет делать все, чтобы избежать уроков физкультуры.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
- Какой выход из невеселой ситуации вы можете предложить?
- Мы предлагаем программу, которая дает возможность строго индивидуального подхода к каждому ребенку. Ее основа - работа на тренажерах. С их помощью мы воздействуем локально на каждую часть тела, на каждую группу мышц. Психологически очень важно, что, работая на тренажерах, ребенок не сравнивает себя с другими. Каждый занят своим делом, выполняет упражнения, подобранные специально для него. У каждого свой дневник, который дает возможность наблюдать и корректировать изменения всех показателей, следить за развитием физических способностей. В нашем центре годами занимаются по лечебным программам десятки детей. И к концу обучения в школе у них выправляются осанки, исчезают плоскостопие и лишний вес, они уверены в себе.
- С чего начать?
- Переучивать преподавателей физической культуры. Этим мы и занимаемся сейчас на своей кафедре. Педагог должен научить ребенка правильно дышать при выполнении физических упражнений, помочь восстановить координацию движений. И поверьте, на все это хватит двух уроков физкультуры в неделю.
- Сергей Михайлович, к сожалению, школы наши не слишком богаты, а тренажеры - вещь довольно дорогая. Может, можно обойтись и без них?
- Развить нужные физические качества с помощью обычных упражнений очень трудно, для этого требуются многочасовые занятия с тренером. Тренажеры - оптимальный путь. Их стоимость вполне сопоставима со стоимостью компьютеров, уже которыми забиты практически все городские школы. При этом учтите: компьютер устаревает через полгода, тренажер - никогда. Главное - изменить психологию врачей и педагогов, избавиться от страха перед движением. И будьте уверены: если врач будет назначать "хилому" ребеночку физические нагрузки, если учитель научится грамотно использовать возможности тренажеров, то и в бюджете найдется соответствующая графа. И школа купит два-три тренажера, которые помогут тысячам детей вырасти здоровыми, полноценными людьми.