КОМУ НА ПЕНСИИ ЖИТЬ ХОРОШО?

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ:
ПО 80 ФУНТОВ В НЕДЕЛЮ
Первая всеобщая государственная система

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ:
ПО 80 ФУНТОВ В НЕДЕЛЮ
Первая всеобщая государственная система пенсий в Великобритании была введена после второй мировой войны в рамках социальных реформ лейбористского правительства Клемента Эттли, рассказали корреспонденту "Труда" в министерстве социального обеспечения.
В рамках этой программы все работодатели и их сотрудники, помимо уплаты налогов, обязаны были делать отчисления в Национальный страховой фонд (НСФ). Средства из этого фонда направлялись на различные социальные нужды (выплаты по болезни, безработице и т. д.) и на обеспечение пенсий для вкладчиков по достижении мужчинами 65-летнего, а женщинами - 60-летнего возраста.
Сейчас максимальный размер государственной пенсии чуть меньше 80 фунтов в неделю (около 150 долл.), что значительно меньше необходимого прожиточного минимума. Но даже эту нищенскую пенсию имеют право получать только те британские граждане, которые работали, а значит, и платили отчисления в НСФ не менее 35 лет. У тех, у кого стаж работы меньше, соответственно сокращается и пенсия.
Поэтому для того, чтобы обеспечить себе достойный уровень жизни в старости, многие британцы вкладывают деньги в корпоративные пенсионные схемы или частные страховые фонды (некоторые из них получают субсидии от государства).
Зураб НАЛБАНДЯН, соб. корр. "Труда". ЛОНДОН.
ФРАНЦИЯ:
СТАЖ - САМОЕ ГЛАВНОЕ
Не думаю, что все французы поголовно ждут пенсии как манны небесной, но большинство, то есть те, кто всю жизнь трудился в меру своих сил, знают, что, достигнув 60-летнего возраста, они могут спокойно сделать ручкой сослуживцам и после прощального коктейля отправиться на заслуженный и вполне финансово обеспеченный отдых.
Их понять можно: ежемесячно они будут получать, как правило, в пределах 70 процентов от прежней зарплаты. Необходимые для этого условия следующие. Во-первых, надо иметь стаж 40 лет (до недавней пенсионной реформы - 37 с половиной лет). Во-вторых, с каждой зарплаты, каждого гонорара и прочего дохода делать законом установленный взнос в кассу социального страхования. Это, скажем так, базовый пенсионный уровень, который во Франции входит в категорию, называемую здесь "национальной солидарностью". Ее смысл в том, что нынешнее поколение финансирует счастливую старость тех, кто достиг соответствующего возраста, при этом они знают, что по отношению к ним будет проявлена та же солидарность со стороны идущих им на смену новых поколений.
Важная деталь: базой для подсчета пенсии после недавно проведенной реформы являются не несколько последних лет, когда человек на закате карьеры достиг апогея заработка, а в зависимости от возраста кандидата на заслуженный отдых - от 21 до 25 "лучших", наиболее оплачиваемых лет. Кроме этого, если кто-то, набрав искомые 40 лет стажа, намерен трудиться и дальше сверх официального возрастного предела, то тем самым он может улучшить свое "довольствие". Каждый квартал прибавляет ему 0,75 процента к будущей пенсии, то есть за год прибавка составит 3 процента. Если француз решил уйти на пенсию раньше положенного срока, то его денежное довольствие будет пропорционально сокращено.
Приведу в пример одного моего знакомого. Пьер проработал школьным учителем 42 года, и его среднемесячный заработок составлял 2 200 евро. В этом году он решил поставить точку в своей преподавательской деятельности. Его пенсия с учетом двухлетней "переработки" будет равняться вполне приличной сумме - 1632 евро с сантимами. На такие деньги можно жить, не правда ли?
Вячеслав ПРОКОФЬЕВ, соб. корр. "Труда". ПАРИЖ.
ГЕРМАНИЯ:
ОДИН С СОШКОЙ, ДВОЕ С ЛОЖКОЙ
Теоретически каждый работающий по найму гражданин может иметь три пенсии: государственную, от фирмы и частную. Практически обладателей всех трех пенсий - буквально единицы. Но государственная - у всех поработавших по найму. По нашим меркам возраст высоковат - у мужчин 65, а у женщин 60 лет. Полная пенсия - только при стаже 45 лет - составляет 70 процентов от чистого заработка, средний размер пенсии - около 950 евро (на практике разница в размерах пенсий довольно велика).
При том, что жизнь пенсионера в Германии не сравнима с бытованием российских стариков, объективности ради стоит иметь в виду, что положение престарелых и на немецкой земле далеко не всегда безоблачно. По официальной статистике, 47,5 процента женщин-пенсионерок и 12,1 мужчин получают менее 300 евро. Эти цифры не стоит переводить автоматически в рубли, жизнь здесь все-таки другая, но этих 300 евро едва хватит на оплату очень скромного жилья.
По существу немец всю свою трудовую жизнь оплачивает будущую государственную пенсию, отчисляя ежемесячно на эти цели 10 процентов заработка, столько же платит в пенсионный фонд и работодатель за своих сотрудников. Установлена предельная сумма, с которой и берут эти десять процентов в пенсионный фонд - 4300 евро. Если заработок выше - а у крупного менеджера (тоже наемный работник) он может быть и в два-три миллиона - все равно берут только с суммы в 4300 евро. В итоге получается, что очень богатый человек отдал государству ничтожную часть от своих доходов, а мало зарабатывающий - ощутимую для него. Но у первых государственная пенсия выше, а у вторых ниже.
Выйдя на пенсию, гражданин остается в больничной кассе, продолжая платить туда взносы в зависимости от размеров пенсии. Через больничную кассу он получает бесплатное медицинское обслуживание (за протезирование зубов доплата от пациента - 50 процентов стоимости, за каждый день в больнице доплата 10 - 12 евро). Большая часть лекарств по рецепту обходится пенсионерам не дороже 10 евро за упаковку, однако некоторые (довольно внушительный список) приходится покупать за полную стоимость.
В стране по найму трудится 32 миллиона человек, пенсионеров по старости 18,5 миллиона. Эксперты пришли к выводу, что через четверть века пропорция будет катастрофически обратной - один с сошкой, двое с ложкой: один трудящийся окажется вынужден содержать двух стариков, выплачивая по нынешней системе уже не 10 процентов заработка, а как минимум тридцать.
Рудольф КОЛЧАНОВ, соб. корр. "Труда". БЕРЛИН.