ТЕРРОРИЗМ - УГРОЗА НОМЕР ОДИН

В 30-х годах прошлого века появилась "Война с саламандрами" Карела Чапека. Это была книга-предостережение, в которой мир погиб из-за нежелания правительств разных стран понять, что им угрожает общий враг, из-за стремления заключить тайную или явную сделку с этим врагом в обмен на его лояльность. Тогда в образе "саламандр" видели фашизм, сегодня в этом образе видится терроризм. Фашизм был побежден благодаря усилиям всего человечества. Терроризм может быть побежден точно так же.

Почти год прошел после Беслана. Трагедия первых чисел сентября 2004 года изменила нас, сплотила, укрепился не только наш дух - укрепилось и само государство.
За прошедший год в России многое изменилось. Напомню, что 13 сентября прошлого года, выступая на расширенном заседании правительства с участием руководителей субъектов Российской Федерации, президент страны сформулировал ряд предложений, направленных на модернизацию политической системы государства. Важнейшие из них: переход на новый порядок замещения должности главы субъекта Федерации, введение пропорциональной системы выборов депутатов Государственной Думы, создание Общественной палаты Российской Федерации. Все эти инициативы в настоящее время реализованы Государственной Думой и закреплены законодательно. Это принципиальные, необходимые преобразования стратегического характера - адекватный политический ответ идеологам террора.
Первое заседание осенней сессии 2004 года депутаты Госдумы целиком, напомню, посвятили проблеме обеспечения безопасности. Была создана рабочая группа по подготовке антитеррористических законопроектов, делегированы наши представители в парламентскую комиссию по расследованию причин трагедии в Беслане, сформирована Комиссия Государственной Думы по проблемам Северного Кавказа. Не так давно она направила в правительство пакет предложений, затрагивающих и социально-экономическую сферу, и сферу организационную. Сейчас они прорабатываются в профильных министерствах. Полагаю, что материалы Комиссии по проблемам Северного Кавказа будут востребованы в процессе реализации государственной политики в этом тревожном, но очень важном для нас регионе.
За период работы Госдумы четвертого созыва, в том числе за последний год, принят ряд важных законов антитеррористической направленности: ужесточены уголовная ответственность за терроризм и административная - за правонарушения в сфере миграции, увеличен срок задержания при расследовании преступлений, связанных с терроризмом, приняты законодательные меры по усилению безопасности на воздушном транспорте. Пока только в первом чтении принят законопроект "О противодействии терроризму" - он в качестве приоритетного заявлен на предстоящую осеннюю сессию.
Это далеко не все шаги, предпринятые Государственной Думой в сфере противодействия террористической угрозе. Сделано многое, но можем ли мы считать, что после Беслана наша система безопасности укрепилась достаточно, что основной объем работы выполнен и терроризму поставлен надежный заслон? Думаю, нет. Терроризм тем и опасен, что рецептов, стопроцентно гарантирующих защиту от теракта, еще никто не придумал.
Подтверждение тому - новые вылазки боевиков на юге России, в Чеченской республике и Республике Дагестан. Подтверждение тому - и масштабные по количеству жертв теракты в Лондоне, Египте.
Задачи борьбы с терроризмом, укрепления безопасности в России никто не снимал с повестки дня. Конечно, Великобритания - не Россия, но драматические события там еще раз доказывают: никто не застрахован от террора, он остается угрозой номер один - миру, демократии, свободе, жизни людей.
Терроризм получил глобальное распространение и стал международным уже в новейшее время. Сегодняшние боевики используют новейшее вооружение и взрывчатые вещества, они оснащены последними образцами техники. Их "работу" хорошо оплачивают. И цивилизованный мир, если хочет победить этого врага, должен мобилизовать все силы и ресурсы, использовать все свои технические достижения.
Перед нами принципиально новый враг, с ним не справиться по старинке. Конечно, в максимальной степени должны использоваться проверенные методы получения оперативной информации, агентурной работы - так действовали еще в царской России в борьбе с революционным террором. Но с тех пор прошло сто лет. Сегодня мы имеем возможность защищаться иначе и обязаны эту возможность использовать.
Новое время - это и новые угрозы. А значит, и новые подходы к их преодолению. В XXI веке нам нужна общегосударственная система безопасности принципиально нового уровня. В чем она может заключаться? В первую очередь, в новых технических и информационных решениях: в разработке и внедрении систем слежения, в том числе спутниковых систем, баз данных, позволяющих накапливать, обрабатывать и быстро анализировать информацию.
На первом этапе глобальная система безопасности может предусматривать соответствующее оснащение мегаполисов, поскольку именно крупные города чаще всего становятся мишенью для террористов. Недавно руководство Московского метрополитена сообщило, что в течение полутора лет поезда метро будут оборудованы видеокамерами. Таким образом, реализуется инициатива, высказанная мною еще в 2002 году, в бытность министром внутренних дел на коллегии ГУВД Москвы. Установить повсеместно видеокамеры - дорогое удовольствие, но может сложиться так, что одна видеокамера окажется эффективнее полка внутренних войск, укомплектованного 18-летними призывниками.
Британские спецслужбы не смогли вовремя выявить и остановить смертников, совершивших июльские взрывы в Лондоне, но обратите внимание, с какой все же быстротой были установлены исполнители и определены подозреваемые в организации жестоких преступлений. Полагаю, что здесь не последнюю роль сыграли оперативные сведения, но, безусловно, правоохранительные органы не показали бы такой эффективности, не будь вооружены новейшими техническими средствами. Записи с видеокамер помогли идентифицировать террористов, а значит, и выйти на след тех, кто планировал взрывы и направлял действия исполнителей.
Нынче разработаны и активно внедряются методики маркировки специальными микроточками различных предметов, изделий, агрегатов, например транспортного средства, что позволяет быстро их идентифицировать даже по отдельным фрагментам. Предположим, что на месте теракта сохранились остатки некоего автомобиля. Возможно, криминалисты обнаружат на них следы, пригодные для последующей экспертизы, а возможно, и нет. Маркировка автомобилей снимает этот "элемент удачи" для спецслужб. Насколько мне известно, благодаря данной методике был раскрыт теракт на острове Бали.
Внедрение глобальной системы безопасности позволит навести порядок в наших миграционных процессах. Я убежденный сторонник следующего тезиса: систему миграции, правила регистрации нужно радикально упрощать. При этом нарушение миграционных требований должно наказываться неотвратимо и быстро.
Давайте посмотрим, что происходит сейчас. В России постоянно присутствуют тысячи нелегальных мигрантов, гастарбайтеров, торговцев левым товаром. Террорист теряется в этой массе. Нелегал стал настолько привычным явлением, что никого уже не удивляет очередной репортаж о рейде в очередное общежитие и выявлении нескольких десятков незаконно в нем пребывающих. Сложные правила и процедуры регистрации создают возможность для злоупотреблений чиновников, для взяточничества. Сегодня проще уклониться от регистрации, чем ее официально оформить, - дороже выйдет. Логика проста: пусть найдут (вероятность этого мала), пусть оштрафуют, пусть даже выдворят (если не удастся откупиться) - уже через несколько дней можно будет вернуться тем же путем...
Если мы упростим систему регистрации, мы не только окажем содействие законопослушным гражданам, которые не желают ничего другого, кроме получения работы, мы сделаем нелегала единичным явлением. Он станет белой вороной, привлекающей к себе особое внимание спецслужб. Конечно, упрощать миграционные процедуры тоже необходимо с умом - не отменять все чохом, а именно упростить их. Сделать в первую очередь быстрыми, во вторую - недорогими, в третью - понятными и прозрачными. Проверка на причастность к терроризму - вот главная процедура, которую должен пройти каждый мигрант. Как сделать это быстро и эффективно - вопрос техники.
Вложение в безопасность не повлечет инфляции, но внедрение глобальной системы безопасности, построенной на современных технологиях, может вызвать другую, не менее важную проблему. Это проблема обеспечения прав человека. В чьи руки попадут эти технические средства и у кого будет возможность их использовать? Где гарантии, что они будут направлены на заявленные цели, на борьбу с террором, а не на сбор компромата, например, на политических или деловых конкурентов? Этот вопрос, на мой взгляд, является ключевым, это тема для широкого общественного обсуждения, для работы экспертов. Если найдем решение, то сделаем очень важный шаг на пути обеспечения безопасности граждан, общества и государства.
Эффективная система безопасности подразумевает не только ее общефедеральный характер, но и тесное сотрудничество с другими государствами. Оно необходимо в первую очередь по следующим направлениям: обмен информацией, проведение совместных мероприятий и - что принципиально важно - политическое сотрудничество. Политическое взаимопонимание необходимо, а мы, к сожалению, видим, что проблема двойных стандартов не становится менее острой. Демократические страны должны обсуждать и согласовывать свои вынужденные шаги вместо того, чтобы громогласно осуждать друг друга. Важно действовать согласованно и с пониманием проблем партнеров.
Когда ведущие мировые державы поймут, что террористы не могут делиться на "своих" и "чужих", что лицо, хотя бы раз запятнавшее себя связями с террористами, само навсегда становится террористом, что так его и надо называть, - тогда терроризм будет побежден.
Сегодня же террорист пересекает границу и уже становится "повстанцем" или "политическим эмигрантом". Если уж под лозунгом защиты прав человека какое-либо государство позволяет находиться на своей территории лицу, в отношении которого другое государство осуществляет преследование за терроризм, то, по крайней мере, должно оговариваться обязательное условие - добровольный отказ этого лица от всякой политической и общественной деятельности. Нарушил это условие - покинь пределы страны. Это будет, кстати, и в интересах самого государства, пустившего к себе такого "гостя".
Президент Российской Федерации, выступая сразу после июльских взрывов в Лондоне, сказал, что такие трагедии становятся возможными потому, что все мы - все мировое сообщество и каждая страна в отдельности - делаем слишком мало для предотвращения террористической угрозы. Если такой подход будут разделять все лидеры мировых держав, то у нас появится надежда на создание настоящего, действующего и эффективного международного фронта борьбы с терроризмом.