МУЧЕНИКИ НАУКИ

Вузовский бум в этом году может достигнуть своего пика. По данным опросов, чуть ли не 90 процентов российских выпускников поступают в высшие учебные заведения. По сравнению с 1995 годом число студентов выросло в два раза и сейчас составляет 6,5 миллиона - рекорд десятилетия. Впору гордиться небывалой тягой молодежи к знаниям, но на поверку выясняется, что просто диплом, некогда считавшийся серьезной наградой "мученику науки" за упорство и старание, в наши дни стал довольно легкой добычей.

Большинство абитуриентов отнюдь не собирается поступать в вузы с высокой репутацией - скажем, МГУ или МГИМО. Их устраивают свои местные, региональные учебные заведения "без особых претензий" и к тому же не слишком дорогие (в провинции платное обучение обходится в 1000 - 2000 долларов в год, а в столице - в 5000 - 7000).
В некоторых "неприметных" частных вузах от студента вообще требуется лишь заплатить за учебу, а дальше хоть трава не расти. На занятия можно не ходить - рефераты и курсовые скачиваются из Интернета. Выпускники таких альма-матер, как правило, не идут в науку, промышленность, строительство, за ними не гонятся работодатели, суля высокие зарплаты. Ведь известно, что из 1,5 миллиона дипломированных специалистов рынок труда может принять только треть. Поэтому обладателей дипломов экономиста, менеджера или юриста часто можно встретить за конторкой секретаря у какого-нибудь чиновника средней руки, за прилавком парфюмерного салона или магазина модной одежды. Это еще в лучшем случае. Худший удел - томительное ожидание улыбки судьбы на бирже труда. К сожалению, пока никто не взялся подсчитать число неудачников, ставших таковыми лишь потому, что когда-то выбрали не тот вуз, не ту профессию, легкомысленно отнеслись к своему будущему. Сколько их - тысячи, десятки, а то и сотни тысяч?
Как-то эксперты подсчитали: вложения в недвижимость приносят инвестору в среднем 16 процентов годовых, вложения в технологии - 40 процентов, а вложения в людей, в их творчество, интеллект, профессиональное мастерство способны дать до 300 процентов годовых. Недаром в развитых западных государствах в ХХI веке главная ставка давно делается не на сырьевые ресурсы, не на индустрию, а на человеческий фактор. В нашей стране мы, кажется, тоже начали это осознавать. Возможно, ситуация с качеством преподавания в высшей школе переломится в лучшую сторону, когда Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки проверит все 3200 вузов и их филиалы - во всяком случае, такие планы у ведомства есть. После фронтальной "чистки" выживут только сильные учебные заведения, способные выпускать квалифицированных и востребованных специалистов.
Сегодня ученые и преподаватели высшей школы много рассуждают о том, какой студент нужен современной России. Все сходятся на том, что он прежде всего должен иметь стремление к приобретению фундаментальных научных знаний, обладать широким кругозором, аналитическим мышлением. Тогда человек сможет сориентироваться на любой работе, а если понадобится, быстро доучится или переучится. Узкому же специалисту обычно труднее адаптироваться в новой области. Однажды академику Владимиру Арнольду задали вопрос: как разглядеть в студенте, аспиранте будущего крупного ученого? Он ответил, что гораздо чаще более интересных результатов в науке достигает тот молодой человек, который интересуется всем понемногу, чем тот, кто усердно копает в одном месте. Впрочем, сегодня жизнь требует от выпускника высшей школы не только глубоких и обширных профессиональных знаний. По мнению проректора Санкт-Петербургского университета профессора Владимира Трояна, среди работодателей особым спросом пользуются молодые люди с качествами лидеров, умеющие работать в команде, обладающие творческим мышлением. Но этому, по словам профессора, в наших вузах, к сожалению, пока не учат.