09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ШАТТЛ ВСЕ-ТАКИ СТАРТОВАЛ

Борисов Виталий
Опубликовано 01:01 27 Июля 2005г.
Вчера "невезучий" шаттл "Дискавери" после шумных отсрочек стартовал наконец с космодрома на мысе Канаверал, вознесся на околоземную орбиту экипаж из семи астронавтов. Полеты многоразовых "челноков", напомню, были прерваны два с половиной года тому назад после трагической гибели при посадке пилотируемого корабля "Колумбия".

Причиной катастрофы тогда стал оторвавшийся еще во время взлета от топливного бака кусок теплоизоляции, который повредил обшивку корабля. По мнению независимых экспертов, один из принципиальных недостатков всех шаттлов - достаточно высокий риск для экипажа при выведении корабля в космос и посадке на Землю. В случае серьезных аварий на этих участках полета у астронавтов практически не остается шансов на спасение. Известно: там, где тонко, там и рвется. Один экипаж - "Челленжера" - погиб при взлете, другой экипаж - "Колумбии" - во время посадки. В общей сложности США потеряли четырнадцать астронавтов. Непомерно дорогая цена. В отличие от американских кораблей, российские "Союзы" имеют надежную (что доказано на практике) систему аварийного спасения (САС), которая при аварии на старте или на участке выведения в космос выдергивает спускаемый аппарат с космонавтами из корабля, поднимает кабину, отводит в сторону и на парашютах опускает на Землю. Да и при посадке у наших аппаратов тоже существенно меньше риска, чем во время приземления шаттлов.
После аварии "Колумбии" американцы бросили лучшие конструкторские силы на доработку "Дискавери" и других кораблей. Затратили миллиард долларов, произвели сто шестнадцать модернизаций, свыше полутора тысяч испытаний, но определенная степень риска остается. Из пятнадцати предложенных конструкторских изменений были реализованы двенадцать. Так и не удалось полностью обезопасить шаттлы от обломков льда, которые могут оторваться во время старта от поверхности топливного бака; не сумели обеспечить и условия для серьезного ремонта защитного покрытия корабля на орбите. "Мы не знаем, как это сделать", - прямо заявил руководитель американского космического агентства Майкл Гриффин. "Инженерам удалось значительно снизить угрозу, - сказал он, - однако риск не будет равен нулю".
Высокий риск - не единственный минус шаттлов. Каждый полет многоразового корабля обходится в 500-700 миллионов долларов, а наш "Союз" - всего в несколько десятков миллионов - в 10-15 раз дешевле. Создание шаттлов, по мнению ряда российских специалистов, было амбициозным, но, может быть, самым неудачным американским проектом в космической сфере. Тот же французский космонавт Патрик Бодри в интервью газете "Паризьен" высказался еще резче: "Этот дорогостоящий и сложный корабль требует огромных финансовых и человеческих ресурсов". Всю нынешнюю космическую программу НАСА он назвал "бездарной": "За последние десятилетия она не позволила добиться успеха ни в одной из областей".
Словно в подтверждение негативных оценок шаттлов корабль "Дискавери" продемонстрировал свой плохой характер и после многочисленных доработок. Старт был намечен на 13 июля. Но накануне с одного из окон корабля снаружи отвалилась пластиковая защитная крышка. Она упала с 18 метров на термозащитные плитки левого двигателя системы маневрирования на орбите и повредила их. Как могла упасть эта злосчастная крышка, почему, - до сих пор загадка. Поврежденная панель была заменена. Но на завтра, уже перед самым стартом (13 июля), стал давать неверные показания один из четырех датчиков топлива. Старт тогда отменили. В течение двух недель 14 инженерных команд НАСА, сменяя друг друга, работали круглосуточно. Изучили свыше трехсот возможных причин сбоев датчика. Проверяли не только его, но и проводку, наземное электрическое оборудование. Нашли лишь неправильное заземление в фюзеляже шаттла. Однако нет уверенности, что именно это стало причиной сбоев.
Понятно, какое напряжение царило перед вчерашним стартом. Руководители программы и лично Майкл Гриффин заявляли, что на этот раз запуск будет произведен даже в том случае, если непокорный датчик снова забарахлит. Может быть, потому, что на карту в немалой мере поставлен престиж США в космической сфере. Конечно, инженеры и руководители НАСА предприняли максимум мер для повышения безопасности полета. Когда "Дискавери" приблизится к Международной космической станции (МКС), многоразовый корабль, перевернувшись вверх днищем, пролетит на близком расстоянии от МКС - около 180 метров. Экипаж станции через иллюминаторы российского модуля "Звезда" будет фотографировать обшивку шаттла. И если обнаружатся повреждения, то либо их после стыковки устранят астронавты, выйдя в открытый космос, либо прилетит за экипажем другой челнок - "Атлантис". Он сейчас тоже готовится к старту (правда, сентябрьскому) на мысе Канаверал. В случае необходимости "Атлантис" сможет отправиться в спасательный полет в середине августа.
"Дискавери" - самый старый из трех оставшихся у НАСА шаттлов. Он совершил свой первый полет 21 год назад. Тридцать раз отправлялся на орбиту. А всего с 1981-го шаттлы совершили 113 полетов. В 114-й космический рейс отправились: первая в истории США женщина-командир шаттла Эйлин Коллинз (ранее совершила три полета), пилот Джеймс Келли, специалисты по операциям на орбите японский астронавт Соичи Ногуми и американцы Уэнди Лоуренс, Стивен Робенсон, Эндрю Томас и Чарльз Камарда.
Стыковка с МКС намечена на 28 июля. Девять дней на станции будут работать девять человек. 5 августа, если все будет хорошо, "Дискавери" отстыкуется от станции, а 7 августа он должен будет приземлиться. В случае плохих погодных условий в США "Дискавери" сможет сесть на один из трех запасных аэродромов: на юге Франции, а также на территории Испании - в Сарагосе и Мороне.
P.S. Перед подписанием газеты стало известно, что видеокамера, установленная на топливном баке корабля, зафиксировала отделение от него какого-то большого фрагмента через две минуты после старта "Дискавери". Об этом сообщает авторитетный американский сайт "Спейс флайт нау". Неужели и на этот раз окажется поврежденной обшивка корабля?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников