МЕЖДУ КЛОУНАДОЙ И СТРИПТИЗОМ

В ближайшее воскресенье завершается VII Международный Чеховский фестиваль, на котором был показан 41 спектакль - 17 отечественных и 24 зарубежных. Хотя спектаклями в привычном понимании слова их назвать трудно...

Часть из них, пользовавшихся особым успехом у публики, - это, скажем так, представления, сочетающие в себе элементы цирка, клоунады, кукольного театра, музыкального шоу и временами даже стриптиза, объединенные мощной режиссерской идеей. Так, француз Филипп Жанти в гламурно-мистическом представлении "Край земли" соединил двухметровые куклы: великанов-бабочек и разных ползающих тварей, впоследствии превращающихся в живых людей. Похоже, режиссер этим представлением намекает, что наступила эра апокалипсиса, и пора бы главным покорителям природы переселяться на другие планеты.
Тема экологии, тревоги о превращении земного шара в мусорную свалку звучала и в других представлениях. Например, в "Дожде" канадского режиссера Даниэля Финци Паска, где все второе отделение актеры выступали под проливным дождем, катались в лужах и были безмерно счастливы, что льющаяся вода очищает их, превращая в детей. Во время этой водной феерии невольно вспоминалось настоящее наводнение в Англии, где люди страдают от вышедшей из берегов Темзы, а их соотечественники тут веселятся...
Нынешний политический конфликт между Англией и Россией поставил под сомнение приезд на фестиваль лондонского театра "Чик Бай Джаул" со спектаклем "Цимбилин". Но главный режиссер театра Деклан Доннеллан, большой друг московских артистов, неоднократно ставивший на нашей сцене, не убоялся гнева соотечественников - приехал на русский фестиваль, за что ему отдельное спасибо.
Как ни странно, на Чеховском фестивале кроме "Чеховских рассказов" в постановке двух канадских режиссеров - Мишеля Смита и Дин Снимор - других спектаклей по Чехову не было. Что, в общем-то, странно. Если уж дирекция фестиваля взяла ориентир на западный театр, то хотелось бы видеть Антона Павловича в интерпретации зарубежных коллег, которые, в свою очередь, соглашаются ехать на московский форум из-за Чехова, надеясь увидеть его в исполнении русских артистов. Но московские театры тоже не предоставили такой возможности своим гостям, замахнувшись на самого Вильяма Шекспира. Так, "Король Лир" Юрия Бутусова в "Сатириконе" с Константином Райкиным в главной роли покорил зарубежных продюсеров, получив несколько приглашений на зарубежные гастроли.
Надо сказать, что по части психологического перевоплощения равных нашим артистам в мире по-прежнему нет. Зато спектакли канадца Робера Лепажа взбудоражили театральную Москву необычными театральными технологиями, использованием компьютерной графики. В "Оборотной стороне луны" и "Проекте Андерсена" играет только один артист, сам Робер Лепаж, но благодаря техническим придумкам сцена преобразуется до неузнаваемости, возникает иллюзия многомерного пространства и даже открытого космоса. В этом плане нашему театру надо многому учиться у западных коллег.
Генеральный директор фестиваля Валерий Шадрин пока не подсчитал доходы и убытки от фестиваля, но он был несказанно удивлен, что по количеству проданных билетов в лидеры вырвался балет Мэтью Боурна "Лебединое озеро". Этому помогла пикантная тема: принц влюбляется в лебедя, а лебедь оказывается юношей плюс высокое мастерство танцовщиков, ну и, конечно же, музыка Петра Чайковского. Поэтому нам остается одно утешение: если на Чеховском фестивале не прозвучал сам Чехов, то, по крайней мере, музыка Чайковского вдохновила и иностранных создателей спектакля, и наших зрителей.