Главная Культура 14:38 27 Июля 2015 3498
Герой и нашего времени

Несмотря на неудачи в сезоне, Большой театр завершил его яркой балетной премьерой

Сергей Бирюков

В Большом театре поставили балет «Герой нашего времени». Ответственность огромная: перед Лермонтовым, перед публикой. Особенно после полупровального мартовского «Гамлета»… Но на сей раз – долгожданная победа! Яркое, хотя не без драматургических просчетов, хореографическое решение. Эмоциональная, пусть не свободная от эклектики, но в лучшие моменты глубоко трогающая музыка, специально написанная для спектакля (редкий случай в современной российской хореографии). И отличные работы любимых зрителем артистов.

Как же современен Лермонтов! Насколько герой его времени – циник и скептик Печорин – родствен сегодняшним постмодернистским снобам! И как точно попал в его интонацию выдающийся мастер Юрий Посохов, чья хореография органично сочетает в себе классичность и актуальность. Будь ли то мрачная геометрия кавказских плясок в «Бэле», или мистическое кружение похожих на призраки контрабандистов (этакий балетный «Летучий голландец») в «Тамани», или мозаичный «поток танцевального сознания», изображающий вечно текучую курортную жизнь с примесью прифронтовой тревожности в «Княжне Мери».

Не скрою: кое в чем драматургия показалась даже слишком калейдоскопичной и неоправданно дробной. Так, автору этих строк остался неясен смысл чрезмерной расчлененности действия, особенно во второй части – этой бесконечной череде однотипных, пусть и броских дуэтов, перемежаемых однотипными же общими плясками. Сюжетные подробности? Но они, по-моему, плохо читаются в том пластическом калейдоскопе, что творится на сцене.

Однако сами образы танцующих персонажей найдены великолепно. Особенно это относится к острому, провокативному и одновременно сухому танцу Ундины – Екатерины Шипулиной, у которой суперсексуальные ножные объятия мгновенно сменяются откровенной агрессией, а также к лиричной и чуть жеманной пластике Мери – Светланы Захаровой, особенно же – к депрессивной экспрессии Веры – Кристины Кретовой, задающей трагический тон финалу и всему балету.

Ундина (Екатерина Шипулина) и Печорин (Артем Овчаренко) во второй части спектакля — «Тамань»

Финал – на мой взгляд, просто шедевр: здесь к Печорину «Княжны Мери» (Руслан Скворцов) присоединяются две другие инкарнации этого героя из предыдущих частей (Игорь Цвирко и Артем Овчаренко). «Растроенный», Печорин оккупирует собой сцену, чем подчеркивается его эгоцентризм, но также и удивительная ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИФОНИЯ этого образа, отдельные голоса которой спорят, или горячо поддерживают друг друга, или с ОДИНАКОВЫМ разочарованием устремляются в ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ стороны… Вот это выразительность пластики, вот это сила хореографа! Совсем не то, что в упомянутом «Гамлете», где языком прозрачных до банальности жестов пересказывалось общеизвестное содержание хрестоматийной пьесы, да еще и под коряво истолкованную музыку Шостаковича.

Кстати, о композиторе «Героя нашего времени». Об Илье Демуцком много говорили еще до премьеры в связи со внезапной заменой этой позиции в постановочном составе: первоначально музыку заказали Юрию Красавину, но затем почему-то, поблагодарив этого автора, обратились к Илье. Ничего не могу сказать о тайных пружинах случившегося, как и о музыке Красавина, которую не слышал, но то, что написал его преемник, довольно долго царапало слух эклектичностью и внешней иллюстративностью. Да и судя по предпремьерному интервью хореографа, мозаичная дробность танцевального действия, о которой шла речь выше, исходит именно от композиторского решения. Впрочем, отдельные моменты музыки привлекли неплохо ухваченной характерностью. К финалу же эти бесконечные метания от малеровской стилистики к прокофьевской и еще десятку других наконец прекратились, композитор нашел свою проникновенную интонацию в тихих плачах флейты пикколо, вибрафона, струнных, женского голоса… Да-да, в спектакле участвуют и солирующие вокалисты, причем первого ряда – Елена Манистина, Марат Гали, Нина Минасян. А еще – инструменталисты прямо на сцене: с бас-кларнетом, виолончелью, английским рожком, пианино. Балет тем самым как бы уклонился в сторону камерной оперы и концертного действа. Возник интересный микс с дополнительным жанровым объемом и смысловым пространством. Вот только дикции певцам и особенно чтецу я бы пожелал более четкой, это бы объяснило многие сюжетные ходы и, возможно, сняло бы часть драматургических претензий к постановщикам. Уж не говорю, что дало бы дополнительную радость погружения в изумительную, освежающую, как южный степной воздух, прозу Михаила Юрьевича.

Вопрос, который для меня так и остался не снятым – зачем спектаклю с таким мощным хореографом понадобился еще и режиссер? Понимаю, имя Кирилла Серебреникова – дополнительный манок для публики. Возможно, Кириллом Семеновичем предложены некоторые броские решения – например, явление из чрева безобразно толстой надувной старухи главного контрабандиста Янко. Или участие танцующих колясочников в ролях инвалидов в «Мери» – прямо скажу, прием на грани фола, хотя по отношению к самим ребятам, делегированным Федерацией спортивных танцев на колясках, можно испытывать только высочайшее уважение и восхищение.

Но почему-то кажется, что Юрий Посохов был бы в состоянии В ГЛАВНОМ выстроить свое танцевальное повествование САМ. Более того, оно, возможно, получилось бы более органичным, а не прерывалось бы поминутно ненужными перебивками мизансцен и музыкальных тем.

А вот сценографию Серебренников предложил любопытную, одновременно скупую и полную символов, начиная со стилизованной стены-скалы в «Бэле» и до балетного станка, присутствующего как символ вечной тяги к недостижимому совершенству от начала спектакля до его конца. Классический балет – упорядочивающая и исцеляющая сила. К сожалению, даже она помогает не всегда. Хрупкую Бэлу (Ольга Смирнова) попытка танцевать классично, на манер какой-нибудь Марии из «Бахчисарайского фонтана», губит – этой маленькой черкешенке природой положено танцевать совсем другие танцы, за отступничество ее растаптывают в безумно шаржированной пляске люди в бурках. Уже за одну эту смысловую находку – респект тандему Юрия Посохова и Кирилла Серебренникова.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11909
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7548
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7237
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6554
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6373
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?