НАС ПРИГОВОРИЛИ К "МОСКВИЧАМ"

Автолюбители в шоке: старые иномарки подорожают. По этому поводу немало нелестных слов сказано было в адрес правительственных функционеров. Однако приводить их здесь нет смысла. Лучше попытаться понять, что нас ждет на автомобильном рынке, когда начнут действовать новые пошлины.

ГДЕ СЕМЬ, ТАМ И ПЯТЬ
Надейся на лучшее, -готовься к худшему. К повышению ввозных таможенных пошлин на иномарки старше семи лет нужно относиться именно так. За повышение цен на зарубежные машины наши автомобилестроители боролись давно и небезуспешно. Самая убедительная "победа" последняя: главным конкурентом новых отечественных машин объявлены "забугровые" семилетки, то есть хлам, как их называют чиновники.
Для меня же ясно как день: россиянам предлагают автомобили 60-х годов. К разговорам о модернизации автомобилестроения нельзя относиться серьезно. Поэтому надо быть готовым к увеличению таможенных пошлин на пятилетние иномарки. Оснований для этого более чем достаточно. Во-первых, спрос на семилетки в России падает. Такова статистика. Кстати, некоторые члены правительственной комиссии, которая занималась разработкой закона об увеличении пошлин, предлагали считать хламом пятилетние иномарки. Более того, неофициальные источники утверждают: в правительстве зреет проект о повышении пошлин на все подержанные машины из-за бугра, начиная с трех лет.
Предполагаемый расклад таков. Если авто от трех до семи лет, то сбор повысится с 0,85 до 1,1 евро за кубический сантиметр при объеме двигателя ниже 2500 кубиков. И с 1,4 до 1,8 евро, если объем выше 2500 куб. см. С машин старше семи лет за каждый кубический сантиметр предлагается брать от 2,5 до 3,5 евро, в зависимости от объема двигателя. Вывод очевиден: чехарда приведет к увеличению цен на все машины - и зарубежные, и отечественные. Аналитики дают такой прогноз: на российские авто цены подскочат на 40%, а на иностранные - на 20 - 30%.
По каким семилеткам проекты ударят больнее? Этот вопрос тоже волнует многих. Давайте прикинем. Если предполагается увеличивать пошлины не только в зависимости от возраста автомобиля, но и от объема двигателя, то "Мерседес" будет стоить дороже того же "Фольксваген-пассата". У "Мерседесов" двигатели имеют больший объем. Их любителям придется туго. Сейчас тот же "Мерседес-124/Е 220" 1993 года с пробегом до 150 тысяч километров можно сторговать за 8 - 9 тысяч долларов. После повышения таможенного сбора его цена на рынке поднимется до 10 - 12 тысяч "зеленых".
Мои любимые старые "бээмвушки" тоже ждет удар. Ведь у них моторы большие. Но особенно горестно придется автомобилистам, которые души не чают во внедорожниках. Несмотря на то, что они весьма долговечны и могут служить верой и правдой до 20 лет и при этом еще дадут фору отечественной "Ниве" двухлетнего возраста, цены на них будут так кусаться, что про подержанные "джипы" многим придется забыть. Так, сейчас "Ниссан-патроль" 89-го года выпуска можно купить тысячи за четыре. Цена на него перевалит за 10 "штук" как минимум. Приличный "Форд-мондео" стоит на рынке 7-8 тысяч, а будет - 11-12 тысяч долларов. И так далее.
Некоторые надеются до повышения цен что-то прикупить, однако должен предупредить: до окончательного введения новых распоряжений будет хаос, мутная вода. Увы, не каждому дано хорошо в ней поплавать. Я могу лишь подсказать, чего нужно больше всего бояться и как найти лазейки в законодательстве, чтобы заплатить за подержанную иномарку поменьше. Кстати, в этом нет ничего предосудительного: законы существуют для того, чтобы правильно ими пользоваться, то есть с наибольшей выгодой для себя.
ОТ ТАМОЖНИ ДО ПРИЛАВКА
Первое: на "прилавках" появится много старых иномарок, которые будут выдаваться за новые. Как объяснили торговцы, сделать липовые документы на авто, перебить номера на двигателе и шасси и за рубежом не составляет труда, а вид подержанных забугорных машин всегда приличный. Покупателям придется брать в руки каталоги, чтобы сориентироваться, какая модель "Ауди", БМВ, "Форда" выпускается сейчас, а какая снята с производства. Установить до покупки год выпуска авто - наиглавнейшая задача. Если не можете сами, обращайтесь к специалистам.
Второе: ожидается всплеск наглости работников таможни. Некоторые из них и сейчас не отличаются особой честностью, а тут их просто подталкивают половить рыбку в мутной водичке. Ведь для того, чтобы перейти на новую систему, нужно время, возможно, не меньше года. Так что учитесь вести переговоры с таможенниками. Профессиональные торговцы иномарками знают слова, ведущие к их "каменным" сердцам, но их опыт я не имею права рекомендовать для всех.
А для сведения приведу некоторые прогнозы. Сейчас, скажем, за льготную растаможку подержанной иномарки (старше трех лет) с объемом двигателя до 2500 кубиков нужно отдать "из рук в руки" от $1000 до $2000. Эти ставки, ожидается, будут увеличены "всего" на 700 -1000 долларов. С семилетками неясно. Сейчас берут до 1000 "зеленых". Однако ясно, что торговцы сильно переплачивать за старые машины не станут, а пойдут другими путями. Например, станут имитировать на авто повреждения - вмятины, царапины...
Третье: вероятнее всего, увеличится и число липовых таможенных документов. Их, кстати, и сейчас, хоть отбавляй, а будет еще больше - как пить дать.
Четвертое: новые правила растаможки подержанных иномарок не могут быть введены, пока не будут ликвидированы все старые правила. А вот с этим-то как раз наши чиновники и запоздают - такова практика. Поэтому: в ближайший год покупателям иномарок стоит предельно внимательно следить за издаваемыми распоряжениями правительства и Государственного таможенного комитета и помнить о старых правилах, которые не отменены.
Возьмем для примера постановление правительства N 886. Оно предполагает так называемую альтернативную растаможку не по "кубикам", а по таможенной стоимости авто. Этой самой "альтернативкой", а она гораздо дешевле, чем по "кубикам", может воспользоваться каждый гражданин, если он ввозит автомобиль не с коммерческими целями. Единственное препятствие - таможенники. Они ни в какую не хотят давать о ней даже информацию, но если настоять, то - обязаны. Так что будьте настойчивее и смелее, если хотите сэкономить свои кровные.
При "альтернативке" владелец платит 25% от таможенной стоимости, плюс 10% акциза и 20% НДС. Итого - 50%, а точнее 54, поскольку НДС считается от цены с учетом налога. В любом случае, это меньше, чем 80-100 процентов от стоимости семилетнего автомобиля, которые придется платить с нового, 2002 года.
Пятое: кажется, братья-славяне из Беларуси не собираются поднимать ввозные таможенные пошлины на подержанные иномарки. Это радует. Но для того, чтобы ввезти машину из-за далекого бугра через ближний, надо очень тщательно ознакомиться с правилами пересечения границы между нашими государствами и условиями прохождения таможенных барьеров и там, и здесь. Но это - отдельный разговор. Оставим его на то время, когда ситуация с ввозом подержанных иномарок проясниться окончательно.
СПРОС НА ИНОМАРКИ РАСТЕТ
Новые иномарки, конечно же, нравятся и россиянам. Однако купить их может не каждый. В таблице приведены цифры продаж новых иномарок в России.
Компания 1999 г. 2000 г.
Daewoo 15092 13600(-9,89%)
Mitsubishi 4183 3836(-8,29)
Volkswagen 3479 3473(-0,17)
Renault 1146 3002(+161,95)
Skoda 1879 3000 (+59,66)
Nissan 4098 2536(-61,88)
Toyota 4093 2037(-50,23)
Mercedes-Benz 1650 2294(+39,03)
Peugeot 604 1428 (+136,42)
Ford 1175 1357(+15,49)
BMW 711 1301(+82,98)
Audi 604 1 207(+99,83)
Volvo 826 917(+11,02)
Honda 1046 615 (-58,79)
FIAT 802 491 (-61,22)
Chevrolet 442 473 (+7,01)
Opel 179 337(+88,27)
Chrysler/Jeep 227 231 (+1,76)
За шесть месяцев 2001 года продажа почти всех новых иномарок увеличилась. Специалисты утверждают, что до января 2002-го общая цифра достигнет небывалой отметки - 90 000. Амбиции зарубежных дилерских фирм выглядят очень убедительно. Так, Американская Ford Motor Co намерена в 2001 году увеличить продажи своих автомобилей в России примерно в три раза по сравнению с прошлым годом. Тогда было реализовано около 1300 автомобилей.
ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТО
На иномарках часто стоят буквы, обозначающие класс авто - "А", "В" и так далее. Что они обозначают?
Андрей Сизов. г. Александров.
В Европе принято определять класс машины по различным параметрам - объему двигателя, количеству цилиндров, уровню оснащения и так далее. Разные фирмы делают это своими обозначениями. Однако есть классификация общая - по длине автомобиля. Примерно она выглядит так:
А - автомобили до 3,5 метра в длину. К ним можно отнести нашу "Оку", украинский "Запорожец", французский "Пежо-106", немецкий "Фольксваген лупо" и другие;
В - 3,7 метра (итальянский "Фиат-пунто", немецкий "Фольксваген-поло", японский "Тойота-ярис", французский "Пежо-206");
С - 4 метра длины и 1,7 ширины. За рубежом это средний класс машин, хотя мы его считаем малым. К нему относится большинство автомобилей - немецкие "Гольф", "Опель-астра", американский "Форд-эскорт", японские "Тойота-корола", "Ниссан-алмера", "Хонда-цивик" и другие;
D - размер до 4,5 метра в длину и 1,7 в ширину (немецкие "Фольксваген-пассат", "Опель-вектра", французский "Пежо-406"...);
Е - длина больше 4,7 метра. К нему относятся немецкие "мерседесы" многих моделей, все БМВ пятой серии, "Опель-омега", японские "Тойота-камри" и "Мазда-929, шведский "СААБ-9000";
F - длина 5 метров (немецкие "Мерседес-500" и "600", БМВ седьмой и восьмой модели, американский "Ягуар"). Вообще же эти машины считаются автомобилями представительского класса. И предназначены они для тех, кто обычно сам не садиться за руль.
На нашем сайте www.trud.ru мы провели опрос: "Одобряете ли вы решение российского правительства о повышении с января таможенных пошлин на ввоз старых иномарок?
Большинство - 36 процентов - считают, что подобная мера обернется повышением цен на все автомобили.
27 процентов опрошенных уверены, что повышение пошлин - это вмешательство в конкурентную борьбу автопредприятий.
22 процента респондентов согласны с решением правительства, так как нужно поддерживать российскую автомобильную промышленность.
9 процентов высказались за то, что старая иномарка - источник опасности на дороге.
И лишь 5 процентов затруднились ответить.