09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ ЕЩЕ В СИЛЕ

Само понятие "четвертая власть" родилось именно в Америке. Ее первая газета "Важные события, зарубежные и национальные", правда, тут же прикрытая английскими властями, появилась на свет в 1690 году.

А к 1800 году в стране издавались 20 газет ежедневных и более тысячи провинциальных еженедельников. В 1833 году появилась первая массовая газета таблоидного типа, впервые начавшая публиковать не только политические новости, но и скандальные истории и судебные отчеты. Стоила "Нью-Йорк сан" один пенс и была доступна всем желающим.
В определенной мере все эти издания оказывали влияние на публику, но по-настоящему "властные" функции прессы начали формироваться перед началом первой мировой войны.
Средства массовой информации в США - такая же отрасль экономики, как, скажем, автомобилестроение. И в этой области тоже бурно происходила концентрация капиталов. Газетные и информационные тресты Херста, Люса, Маккормика, Риддера, Скриппса стали контролировать не только "центральные" рупоры, но и монополизировали провинциальные газеты и радиостанции, а позже и телекомпании.
Отличительной чертой американской индустрии новостей является то, что здесь нет в полном смысле общенациональных газет, если не считать "Ю-Эс-Эй тудей", публикующей в основном короткую информацию и распространяемую по отелям во всех штатах. Повсеместно расходятся еженедельные журналы, такие, как "Тайм", "Ньюзуик", "Ю-Эс ньюс энд Уорлд рипорт". Но они рассчитаны на подготовленного читателя и играют роль не столько "гипнотезера", сколько информатора "своей" аудитории.
Вообще "своя" аудитория в США имеет особое значение. Часто пишут, что "Уолл-стрит джорнэл" - газета бизнесменов, а между тем у нее самый большой тираж в стране - около двух миллионов, в два с лишним раза больше, чем у "Вашингтон пост", и в полтора - чем у "Нью-Йорк таймс". Просто в этой стране бизнесменов потребность у них в "своей", максимально надежной газете растет с каждым годом. И не приведи ее Бог утратить эту репутацию надежности. Говорится это к тому, что написать упрощенную картину того, что представляют собой американские СМИ, было бы ошибкой - и политически, и по существу. Безусловно, абсолюто независимых изданий и каналов радио и телевидения в природе не существует, поскреби любую из полутора тысяч американских ежедневных газет, любой из восьми тысяч еженедельников, любую телерадиокорпорацию - и за ней обнаружится немыслимое переплетение всевозможных финансовых интересов.
Но тем не менее времена, когда Уильям Рандольф Херст мог говорить "государство - это я", ушли в прошлое. Параллельно коммерциализации СМИ происходило созревание гражданского общества, общественное сознание и мнение начали играть все большую роль в политической жизни. Их формирование резко подтолкнули война с фашизмом, неудачи в Корее и особенно во Вьетнаме, перипетии "холодной войны" и прекращение ее самым неожиданным образом. Произошло бесповоротное разделение на "серьезную" и на таблоидную разновидности информирования читателей, зрителей и слушателей.
Последней сходит с рук почти любая выдумка, но газета или телепередача первой категории пуще зеницы ока берегут свою репутацию, ибо при любой финансовой подпитке они в первую очередь зависят от того, как много у них читателей или зрителей, насколько велико их доверие к ним. Именно это учитывают рекламодатели, а материальная основа любого средства массовой информации - доходы от рекламы. Капвложения в другие виды бизнеса и в ценные бумаги тоже играют роль, но реклама - это жизненный сок СМИ, без нее она существовать не может.
На нее в газетах уходит порой до 70 процентов общей площади, а на телевидении каждая минута - это десятки, а то и сотни (в зависимости от важности программы) тысяч долларов. Например, воскресный выпуск "Вашингтон пост" нужно измерять не на страницы, а на килограммы, потому что, помимо сотни страниц, тоже плотно укомплектованных объявлениями, к ней в отдельном пластиковом пакете прилагается толстенный набор красочно отпечатанной, хорошо оплаченной рекламы.
О влиянии "четвертой власти" можно говорить много, но все сводится к двум основным вещам. Во-первых, оно все больше переходит в руки электронных медий, особенно в категории людей до 60 лет. Во-вторых, опирается она ныне не на банки и корпорации - наоборот, старается держать свою связь с ними под спудом, - а на "третью власть", судебную. А та пуще всего боится нарушить Первую поправку к конституции США - о свободе слова, а потому, как правило, становится на сторону СМИ. В 1971 году, когда "Нью-Йорк таймс" и "Вашингтон пост" опубликовали секретные "Документы Пентагона", которые раскрывали двуличие Никсона во вьетнамской войне, он подал на них в суд за разглашение военной тайны, но получил отпор, ибо "не была доказана необходимость умолчания в этом случае".
А известный режиссер Милош Форман снял художественный фильм "Народ против Флинта", где рассказал подлинную историю о том, как издатель "крутого" порнографического журнала "Хастлер" Лэрри Флинт добился в Верховном суде вердикта о том, что каждый человек, если он не имеет целью посягнуть на основы государственного устройства США, обладает правом читать то, что ему вздумается. Благо, что цензуры как таковой в США нет, есть только запрет на расовую и антиправительственную пропаганду. Интересно, что с частными исками к самим СМИ картина прямо противоположная: судьи обычно поддерживают обычных граждан.
Но можно ли говорить о стопроцентной объективности прессы? Едва ли. В ней отражается борьба различных групп - финансовых и политических, в федеральном масштабе и на местах. Главный водораздел проходит по линии - "республиканцы" и "демократы". Кто знает, поднялась бы рука у названных газет, принадлежащих к категории "либеральных", на Никсона, если бы он не был республиканцем? Или, наоборот, стали бы и прочие СМИ того же толка так пестовать явно далеко не блестящего политика Гора, если бы он не представлял партию "осла", то есть демократов?
Кстати, последний пример достаточно отчетливо показал, что "четвертая власть" уже не столь всемогуща, как была в расцвет империй Херста и Люса. Хотя она в большинстве своем либерального настроя и что называется стояла на ушах, чтобы провалить на выборах Джорджа Буша - из этого ничего не вышло. Сложившееся в США гражданское общество или во всяком случае наиболее активное его ядро все чаще оказывается способным решать жизненные вопросы без подсказок.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников