ОСТРОВ НАПОЛЕОНА

Подплывая к острову Эльба, любуешься ее живописными бухтами с прозрачно-нежной морской водой и удивляешься обилию деревьев, зелени на невысоких холмах острова.Хотя Эльба считается третьим по величине (после Сицилии и Сардинии) итальянским островом, его площадь невелика. Максимальная длина составляет 27 километров, а ширина и того меньше - всего 18.

Каждый, кто хоть мало-мальски интересуется историей, знает, что именно Эльба стала местом первой ссылки французского императора Наполеона Бонапарта, который пробыл на острове около десяти месяцев. Подписал 11 апреля 1814 года во дворце Фонтенбло отречение и, простившись со Старой гвардией, император уже 3 мая прибыл на Эльбу. Союзники взамен созданной им империи предложили ему стать правителем Эльбы и еще двух небольших островов Тосканского архипелага.
Хотя Наполеон формально считался хозяином Эльбы, все прекрасно понимали, что он находится там на правах высокопоставленного ссыльного. И не случайно вдоль острова постоянно курсировали английские военные корабли - на всякий случай, чтобы не сбежал.
Наверное, надо приехать на Эльбу, чтобы ясно представить себе, какой издевкой для Наполеона, еще недавно вершившего судьбы почти всей Европы, явилось предложение стать монархом крошечной Эльбы.
Хотя поначалу он весьма серьезно отнесся к выполнению своих обязанностей. Прежде всего новый властитель придумал для Эльбы флаг - на белом полотнище изображена красная лента с тремя пчелами, символизирующими трудолюбие островитян. Наполеон занимался реорганизацией армии и флота Эльбы, прокладыванием дорог на острове, городским строительством. Но все это, конечно же, казалось ему детскими играми, ибо основное внимание он уделял разработке плана возвращения во Францию. Он внимательно следил за происходившими там событиями, понимая, что реставрация Бурбонов далеко не всеми воспринята с энтузиазмом.
Ну а пока приходилось обустраиваться на Эльбе. Наполеон поселился на вилле "Мельницы" - в двухэтажном красного цвета здании, скорее напоминавшем дом зажиточного горожанина, чем резиденцию, человека, который еще недавно находился на французском престоле. Когда-то на этом месте действительно стояли ветряки. Отсюда и название виллы. Император занял помещения первого этажа, а на втором разместилась его любимая сестра красотка Паолина, которая решила разделить участь брата и вместе с ним поселиться на острове. Но если комнаты Наполеона выглядели достаточно скромно, можно сказать, аскетично, то Паолина решила превратить виллу на Эльбе в нечто похожее на парижский салон. Роскошные залы второго этажа редко когда пустовали: одни приемы, аудиенции сменялись другими. Но все это, наверное, казалось брату Паолины карикатурой на прежнюю жизнь.
Придя рано утром на виллу, где сейчас устроен музей, я мысленно представил себе, как сейчас выйдет мажордом и скажет, что император готов принять меня. И, действительно, послышалась французская речь. Но только говорил экскурсовод, рассказывавший приехавшим из Франции старичкам и старушкам о том, как жилось императору на Эльбе. Надо заметить, что после отъезда Наполеона его вилла сменила немало владельцев. К счастью, планировка помещений сохранилась в неизменном виде. Но из обстановки, личных вещей императора практически ничего не осталось, за исключением состоящей из двух тысяч томов библиотеки, которую император приказал привезти из Фонтенбло. Все же остальные вещи были либо распроданы, либо попросту растащены. И где что находится сейчас, разобраться очень сложно. В справочнике по Эльбе я прочитал, что в одной из церквей Портоферрайо находится кафедра епископа, которая ранее служила троном Наполеону. Однако на мой вопрос священник этой церкви ответил, что он и слыхом не слыхивал, что здесь находится трон Наполеона. Может быть, правду говорил, но не исключено, что и лукавил.
Так что экспозицию музея приходилось полностью восстанавливать. В кабинете императора появилась мебель, которую купили у проживавшего на Эльбе ученого-химика. Именно в этом кабинете при Наполеоне висели портреты его жены Марии Луизы и сына. Император очень тосковал по своей семье, хотя, не секрет, что его второй брак был в основном предопределен политическими и династическими соображениями. Но тем не менее можно твердо считать, что Наполеон любил Марию Луизу - скорее всего, безответно. Во всяком случае она так ни разу и не появилась на острове.
Особенно чувствуется, как тосковал император по своей супруге при посещении его загородного дома Сен-Мартин, расположенного примерно в шести километрах от Портоферрайо. Наполеон часто приезжал сюда, прячась от городской суеты. Так вот, на потолке одного из залов этого дома по приказу самого императора были изображены голубь и голубка, державшие в клювах концы ленты с бантом посередине. Чем дольше находились в полете птицы, тем быстрее развязывался бант связывавшей их ленты. Эта аллегория символизировала как бы неминуемую разлуку мужа с женой...
И все же император не чувствовал себя на Эльбе полностью обойденным женским вниманием. Наверняка удовольствие доставил ему визит на остров его польской любовницы Марии Валевской с сыном, отцом которого, как можно догадываться, был Наполеон. Валевская провела на острове семь дней.
Попадая на Эльбу, серьезно задумываешься над тем, насколько тесно связаны в жизни правда и вымысел. Примерно в сорока километрах южнее острова находится другой, который называется Монте-Кристо - тот самый, где Эдмон Дантес - главный герой романа Дюма "Граф Монте-Кристо", нашел несметные сокровища. Подплывая к Эльбе, мне даже удалось с парома увидеть неясные очертания острова Монте-Кристо. Ныне этот островок превращен в заповедник. На одной из рекламных афиш, расклеенных в Портоферрайо, можно узнать о том, что туда организуются экскурсии, но только не для того, чтобы увидеть пещеру, где хранились сокровища, а посмотреть на ценные виды птиц.
Согласно фантазии Дюма именно приезд на Эльбу, где он получил пакет от императора, оказался роковым для Дантеса. Ведь как раз из-за злосчастного пакета прокурор Вильфор отправил моряка в заточение в замок Иф, который реально существует и также расположен на одном из островов Средиземного моря, но только у побережья Марселя.
Как следует из романа "Граф Монте-Кристо", пакет предназначался для остававшихся в Париже людей, сохранявших верность императору. Действительно, у Наполеона было немало сторонников во Франции. Именно благодаря их поддержке он, тайно покинув вместе со своим ближайшим окружением 26 февраля 1815 года Эльбу и совершив затем поход на Париж, вновь захватил власть. После этого наступили знаменитые сто дней наполеоновского правления, завершившиеся поражением в битве при Ватерлоо, вслед за которым последовала вторая, но уже навсегда, ссылка императора на остров Святой Елены.