ЗА БРОНЮ НЕ СПРЯЧЕШЬСЯ

В минувшее воскресенье Британия была шокирована неприятной новостью - в результате нападения на британский патруль в южном Ираке сразу трое военнослужащих погибли, a один был тяжело ранен.

Патруль, двигавшийся в джипе, попал в засаду и был расстрелян с близкого расстояния неизвестными, вооруженными автоматическим оружием. После этого инцидента количество британских солдат, погибших в Ираке с 1 мая, то есть с момента, когда президент Буш объявил об окончании военных действий, достигло 10 человек. Это, конечно, меньше, чем потери американцев, однако в Лондоне и такую цифру считают недопустимо высокой. И не только потому, что здешние политики как-то особо нетерпимо относятся к гибели своих бойцов. Людские потери вообще мало кого радуют. Есть тут и другая причина. Американцы, контролирующие Багдад и большую часть остальной территории Ирака, выделили британцам один компактный район - город Басру и его окрестности. Это второй по величине город страны, в основном населенный мусульманами-шиитами.
С первого дня появления в этом районе английская армия взяла на вооружение тактику, апробированную ею в течение 30 лет конфликта в Северной Ирландии. Тактику доверительных и дружелюбных отношений с местным населением. Военные стараются вести себя не как высокомерные завоеватели, а как освободители, пришедшие для того, чтобы помочь иракцам избавиться от режима Саддама Хусейна и облегчить им трудности послевоенного периода.
Именно поэтому британцы старались не разъезжать по улицам в броневиках и танках, а патрулировали городские кварталы преимущественно в открытых джипах и принципиально избегали носить каски и бронежилеты. Как объяснил мне сотрудник пресс-службы министерства обороны, делалось это для того, чтобы продемонстрировать иракцам мирные и дружеские намерения британской армии. "Практика показывает, - сказал он, - что порядок - даже очень хороший и справедливый - нельзя насаждать. Надо вовлекать местных жителей в процесс принятия решений, а для этого - завоевать их доверие".
До последнего времени считалось, что такая тактика приносит плоды: в Басре число вооруженных антибританских инцидентов было несравнимо меньше, чем у американцев в Багдаде. Однако воскресные события поставили такую тактику под вопрос. "Не пора ли и нашим ребятам укрыться за броней танков и напялить на себя защитную амуницию?" - спрашивали газеты.
Но пресс-атташе минобороны майор Чарли Майо был категоричен: "На этот вопрос мы отвечаем отрицательно! Мы не собираемся менять свое поведение в Ираке. Мы применяли подобную тактику и в других странах, и она всегда приносила положительные результаты". Тем не менее майор признал, что нападение на патруль было заранее спланировано и привело к большим потерям, потому что солдаты не были достаточно защищены. Однако сказал, что армия предпочтет нести потери, чем разговаривать с иракцами через щели в броне. Другой армейский представитель заявил газете "Дейли телеграф", что, согласно информации, полученной из местных источников, нападение на патруль было осуществлено боевиками, базирующимися в самой Басре, а не посланцами Саддама из Багдада или "зарубежными пришельцами".
Впрочем, как считают в лондонских дипломатических кругах, тактика британской армии в Ираке объясняется не столько симпатиями к местному населению, сколько опасениями того, что "спрятавшись за броню", по примеру американцев в Багдаде, они будут нести еще большие потери.