РОССИЯ МОЖЕТ ВОЙТИ В ИРАК - ПОД ФЛАГОМ ООН

На днях Вашингтон вновь отверг идею задействовать в Ираке миротворцев ООН. По сути, Франции, Индии и другим странам, которые обусловили участие своих военных сил в миротворческой миссии переводом ее под эгиду Организации Объединенных Наций, дали понять, что отказываться от главенствующей роли в Ираке США не намерены.

Между тем позиции американцев в этой стране сегодня не так уж и прочны. Проведя операцию по свержению режима Хусейна практически по югославскому сценарию, они, отдадим им должное, задачи первого этапа решили быстро и эффективно. Армия Ирака разгромлена, руководство разбежалось. Но так называемая мирная фаза "демократизации" оккупированного государства оказалась, вопреки оптимистическим прогнозам, весьма сложной и кровавой. Военнослужащие США и Англии не в силах контролировать сейчас обстановку даже в Багдаде. По некоторым данным число насильственных смертей в городе выросло в 50 раз. В перестрелках и в ходе зачисток еженедельно гибнут десятки иракцев.
Несут потери и оккупационные войска. Если за время боевых действий погибли 257 американских и 43 британских военнослужащих, то после окончания военной фазы - уже более 120. Это по официальным данным, которые американцы традиционно занижают. При этом президент Буш заявляет, что Ирак стал более безопасным местом и экономическая ситуация в стране улучшилась. Но его почти сразу же опроверг глава военной администрации США Пол Бремер, отметив, что Ирак "не так безопасен, как ему следовало бы...".
Подобная разноголосица говорит об одном: в руководстве американо-британской коалиции царит определенная растерянность. И есть от чего. Оружие массового уничтожения в Ираке так и не найдено, порядок там навести не удается, авторитет глав США и Великобритании падает даже в собственных странах, соотечественники все чаще требуют объяснить, за что проливают кровь их сыновья и братья в далекой восточной стране. Отсюда и метания обычно до более чем уверенных в себе американцев. То они обращаются к мировому сообществу с просьбой прислать в Ирак "стабилизационные войска", то отвергают идею привлечь миротворцев ООН.
Словом, сбывается то, о чем предупреждал Джорджа Буша и Тони Блэра Владимир Путин. Проведение операций, подобных иракской, вне рамок ООН, без одобрения международного сообщества неизбежно приводит к затяжным военным конфликтам, росту экстремистских настроений среди населения. Странно, что американцы раз за разом наступают на одни и те же грабли. Ведь в Косово межэтнический конфликт так и продолжает тлеть, в Афганистане идет настоящая война. А теперь еще и Ирак...
Мы обладаем богатым опытом борьбы с так называемым "внутренним сопротивлением" и помним, что понадобилось почти десять лет, чтобы разгромить после Великой Отечественной "лесных братьев" в Прибалтике, бандеровцев в Прикарпатье. Не один год продолжается и контртеррористическая операция в Чечне. Могу спрогнозировать, что американцев ожидает нечто подобное в Ираке. Ушедший в подполье Саддам Хусейн уже призывает шиитское большинство начать "джихад против американских и британских оккупантов".
Между тем России совсем не выгодно, чтобы американцы увязли в масштабной партизанской войне. Объективно сейчас они наши главные союзники в борьбе с международным терроризмом. Но реалии заставили их взглянуть на многое другими глазами. Вспомним, как долго некоторые политики в США называли главарей чеченских бандформирований "борцами за независимость". Сейчас Шамиль Басаев и Зелимхан Яндарбиев объявлены в Соединенных Штатах "опасными международными террористами". Они внесены в "черный список" Совета Безопасности ООН.
Сейчас американцы пытаются исправить положение в Ираке, привлекая военные силы Польши, Украины, Азербайджана, каких-то других стран, оттесняя при этом тех, кто выступал за политическое решение проблемы Ирака и доминирующую роль ООН. Однако чем раньше руководство США придет к пониманию, что без ООН не обойтись, тем лучше будет и для него, и для Ирака. Именно международное сообщество должно позаботиться, чтобы в Ираке была избрана легитимная власть, созданы нормальные условия для жизни.
Считаю, что Россия также должна принять участие в наведении порядка и восстановлении экономики этой страны. В Ираке, и вообще на Ближнем Востоке, у нас свои интересы - как политические, так и экономические. Ирак должен нам около 8 миллиардов долларов. Кроме того, с этой страной у нас традиционно были прочные экономические связи. Наши нефтяные, строительные компании надеются их возобновить не в отдаленном, а в ближайшем будущем.
Но выпрашивать у США каких-то поблажек в Ираке мы, разумеется, не собираемся. Если мы войдем туда, то под флагом ООН. Есть резолюция Совета Безопасности 1144, которая дает возможность принять такое решение. У России имеются подготовленные миротворческие силы, которые можно быстро перебросить в эту страну.