Как могло случиться, что практически одновременно потерпели крушение вылетевшие из столицы два авиалайнера? Что стало причиной трагедии: террористические акты или стечение каких-то роковых обстоятельств? От ответа на эти вопросы будет зависеть не только то, насколько быстро страна оправится от шока, но и уровень доверия населения к официальной информации. Недаром на экстренном совещании Владимир Путин прямо заявил, что рассчитывает на вполне достоверную информацию об авиакатастрофах.
Ее должна предоставить государственная комиссия по расследованию причин этих катастроф, которую возглавляет министр транспорта РФ Игорь Левитин. Вчера комиссия приступила к работе на местах падения авиалайнеров. Перед вылетом в Тульскую область министр сообщил журналистам, что "члены комиссии намерены на месте уточнить последствия произошедших авиакатастроф, определить предварительную оценку нанесенного ущерба". Он также сказал, что все семьи погибших получат компенсации. Говоря о возможных причинах случившегося, Левитин подчеркнул, что ни одна из существующих версий все еще не исключается.
Ко вчерашнему дню поисковая операция близ села Бучалки в Тульской области, где потерпел крушение Ту-134, была практически завершена. По уточненным данным, на месте падения обнаружены 43 погибших. Тела погибших перевезены в райцентр Узловая, куда для их опознания прибыли вчера родственники из Волгограда. Как сообщила "Труду" Надежда Караева, помощник главы администрации райцентра, всего из Волгограда приехали более 40 родственников. Они размещены в оздоровительном центре "Ветеран". Вчера же в Узловой начались опознания погибших. Необходимую психологическую помощь родственникам погибших оказывают специалисты из Тулы и психиатры из столичного института имени Сербского.
"ЧЕРЕЗ 7 МИНУТ КВАДРАТИК ИСЧЕЗ"
В ту роковую ночь с 24 на 25 августа в ростовском аэропорту дежурил авиадиспетчер первого класса Александр Лобановский. После смены он дал эксклюзивное интервью корреспонденту газеты "Труд" о ЧП в небе близ Ростова с самолетом Ту-154.
- В тот трагический вечер я в 21.20 прошел инструктаж и приступил к работе. В мою обязанность входит обеспечение воздушного движения. Предотвращая конфликтные ситуации в небе, я обязан действовать по принципу: "слышу, вижу, управляю".
В 22.46 Ту-154 вошел в зону нашего обслуживания. Все шло нормально, в режиме стандартной связи. Но ровно через семь минут квадратик, движущийся по дисплею, исчез. Одновременно пропало изображение формуляра сопровождения, а вся информация перешла в список потерь.
Внезапная пропажа "картинки" при устойчивой связи - это просто так не бывает. Я стал вызывать Ту-154 на основной, а затем аварийной частотах, задействовал каналы резервной связи. Никто не отзывался. Я не терял надежды, что борт мог потерять высоту, отклониться от курса. Наконец, возможен сбой связи...
В это время в 60 километрах от Ростова самолет Як-42 двигался к Краснодару на высоте 9100 метров. Высота и направление полета были близки к курсу потерявшегося самолета. Я запросил Як-42 и попросил вызвать на связь Ту-154. Мне ответили, что лайнер на связь не выходит.
- Что почувствовали в эту минуту?
- Признаюсь, в тот момент у меня пробежал холодок по спине. Стало ясно, что случилось ужасное. Я работаю 15 лет. В небе не раз возникали напряженные ситуации, однако ЧП всегда удавалось избежать.
Но эта катастрофа развивалась по своим законам. Повлиять на ход событий не было никакой возможности. От бессилия и от сознания того, что ничем не можешь помочь попавшим в беду людям, я лично испытал сильнейший стресс. До сих пор не могу прийти в себя.
- Насколько мне известно, у пилотов в кабине имеется кнопка тревожной сигнализации, которой можно воспользоваться при возникновении нештатных ситуаций. Прошла информация, что такой сигнал с борта Ту-154 вы получили.
- Идет расследование. Не всякую информацию нам разрешено распространять и комментировать...
- Значит, сигнал все-таки был?
- Вам хотелось бы, чтобы я нарушил служебную инструкцию?
Голос Александра стал жестким. Он попрощался.
Утром обломки рухнувшего самолета удалось обнаружить близ поселка Глубокий Каменского района. Жители районного центра слышали в ту ночь сильный гул. А в поселке Глубоком люди ничего не заметили, поскольку лил сильный дождь, была гроза. В семи километрах от Глубокого в хуторе Крутые Горки одна из жительниц в своем огороде обнаружила страшную находку - молодую женщину и семилетнюю девочку, пристегнутых ремнями к пассажирским креслам самолета. Они были мертвы.
Как выяснилось, ничем нельзя было помочь и остальным 36 пассажирам и 8 членам экипажа. Самолет рухнул с высоты 121 километр, обломки разлетелись в диаметре 40 километров. Сейчас к поселку Глубокому стянуты силы МЧС, военных и гражданских структур. В район оцепления - 25 квадратных километров - не пускают посторонних. Прибывшие 25 августа из Москвы представители Межгосударственного авиационного комитета разрешили вскрытие фюзеляжа. К вечеру оттуда были извлечены тела 9 погибших, четверых удалось идентифицировать сразу, поскольку при них были документы. Работы по вскрытию фюзеляжа велись с ювелирной осторожностью, поскольку вокруг раскуроченного самолета разлиты лужи авиационного керосина. Малейшая искра может привести к возникновению пожара.
Как говорят специалисты, на обломках самолета пока не обнаружено следов возгорания. Следствие склоняется к мысли, что взрыва на борту не было. Тогда возникает вопрос: отчего самолет развалился в воздухе, о чем свидетельствует огромное расстояние, на которое разлетелись обломки - до 40 километров. Но пока вопросы остаются без ответа.
Версия
"ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА ПОКА МАЛОВАТО"
Как могло получиться, что два лайнера почти одновременно разрушились в воздухе? Вот как оценивают ситуацию наши эксперты:
Президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосиф ЛИНДЕР:
- Версию теракта исключать нельзя: это аксиома для любого специалиста. Тем более что определенные предпосылки для такой постановки вопроса имеются. В советское время, например, система безопасности в аэропортах была организована значительно более четко, чем сегодня. И не стоит обвинять в этом руководство того же "Домодедово". На территории любого крупного аэровокзала работают десятки авиакомпаний. Они, как правило, имеют собственный обслуживающий персонал. То есть круг людей, которые потенциально могут нарушить режим безопасности, довольно широк. Не хочется, конечно, думать об этих сотрудниках плохо, но пресловутый "человеческий фактор" еще никто не отменял.
С другой стороны, на версии теракта не стоит зацикливаться. Оба лайнера были устаревшей конструкции. Об этом свидетельствует и тот факт, что один из найденных "черных ящиков" практически разрушен. Современный "ящик" наверняка бы уцелел.
Некоторые информагентства сообщили, что с борта одного из самолетов поступил сигнал о захвате. Но я бы относился к этой информации с осторожностью. Подобное сообщение может быть передано различными способами. Например, сигналом на определенной частоте. Но если речь идет об аварии, сигнал мог пройти из-за элементарного сбоя в бортовых системах самолета. Другой факт: тела пассажиров не обгорели - тоже "затемняет" вопрос о том, был ли теракт. Но взрыв не всегда заканчивается пожаром. Словом, в данном случае необходимо рассматривать целый комплекс фактов и до окончания работы правительственной комиссии вряд ли возможно расставить точки над "i".
Сотрудник Фонда ветеранов правоохранительных органов Федор ЛЕВОВ.
- Как вы думаете, имел место террористический акт или что-то другое?
- Официальных версий пока нет. Но мои личные ощущения - это скорее всего была спланированная акция. "Домодедово" с точки зрения проверки технического состояния лайнеров и заправки горючим котируется высоко. Может быть, не на европейском, но на близком к нему уровне. Если взять за базу американский опыт, то надо, конечно, еще работать и работать. Но в любом случае стопроцентную гарантию безопасности дать невозможно. Ни практически, ни теоретически.
- А какой все-таки у нас уровень?
- Думаю, порядка 60-70 процентов.
- Что же конкретно могло привести к трагедии, если все-таки говорить о террористическом акте?..
- Все, что угодно. Способов хватает. Вплоть до выведения из строя бортовой аппаратуры. Например с земли, или, как вариант, - с другого самолета... Приспособлений, средств такого рода сколько угодно.
- Есть у нас в стране такие?
- Без комментариев...
- Возможно, в салонах могли находиться смертники, которые одновременно "должны были нажать кнопки"?
- Не исключено. И то, что с борта передали сигнал о захвате самолета, возможно, связано с этим. Взрывное устройство могло не сработать, и террорист пытался прорваться в багажное отделение, чтобы привести адское устройство в действие. На что ушло какое-то время. Так появилась минутная разница во взрывах... Это, понятно, предположение.
- Как предотвратить подобное?
- Нельзя перекладывать всю работу и всю вину на спецслужбы, хотя промахи и у них случаются. Надо всем быть бдительными. Другого выхода не вижу.
КАРАВАН СКОРБИ
В Волгоградской области, как и по всей стране, в четверг траур в память о погибших в двойной катастрофе российских самолетов. Только здесь флаги будут приспущены еще три дня.
Таково распоряжение губернатора Николая Максюты. Это сделано, чтобы достойно похоронить всех волгоградцев, летевших тем злополучным рейсом 1303 из Москвы. В среду поздно вечером отсюда к месту крушения "тушки" в Тульскую область отправился скорбный автокараван. В двух автобусах 48 родственников пассажиров, по четыре психолога в каждой машине, кроме того - карета "скорой" и специальный рефрижератор. Он доставит домой тела и останки двадцати семи земляков.
Похороны и все, что связано с этим, проведут и оплатят муниципалитеты. Каждая семья получит из бюджета области по 50 тысяч рублей единовременной помощи. Подчеркнем: именно каждая, вне зависимости от того, где жили погибшие.
Становятся известны факты трагических случайных обстоятельств, приведших во вторник вечером некоторых людей на борт этого самолета. Будто злой рок витал над ними, коварно выстраивая линию судьбы. К примеру, мурманчанка Любовь Галкина в Волгограде гостила у родственников. У нее был отпуск - и где же еще его проводить, как не на юге у родных? Но Люба была бизнесменом, а бизнес ведь не признает отпусков. Вот и сорвалась она вдруг "на пару дней" в столицу, уладить кое-какие дела. Обратный рейс выбрала самый поздний, чтобы все успеть сделать...
А фельдъегерь по доставке особо важной корреспонденции Николай Руденский должен был возвращаться в Волгоград на машине. Но так рвался домой к жене Насте и трехлетней дочурке Сонечке, что поменялся с напарником и полетел самолетом. Даже успел позвонить супруге и порадовать ее, что приедет почти на день раньше...
Но кто-то, напротив, имел возможность поверить в свою счастливую звезду. Планировал лететь домой этим рейсом депутат Государственной Думы, почетный президент волгоградского футбольного клуба "Ротор" Владимир Горюнов. Но в последний момент решил не торопиться и вернуться на следующий день. Вице-мэр Волгограда Константин Калачев управился, наоборот, раньше, чем предполагал, и, не став дожидаться вечера, полетел предыдущим самолетом. Его товарищ Олег Белозеров, с которым собирались возвращаться вместе, на дневной рейс не поспел...
В списке погибших увидел фамилию Белозерова. Лет десять назад Олег оказался в компании тех моих коллег, что начинали выпуск в Волгограде регионального приложения к "Аргументам и фактам". Тогда он работал рядовым сотрудником, но очень скоро стал генеральным директором фирмы, издающей местный "АиФ". Дома его так и не дождались из очередной командировки жена и дочка Машенька, которой всего-то год и восемь месяцев.
СПИСОК ПОГИБШЕГО ЭКИПАЖА САМОЛЕТА ТУ-134
1. Баичкин Юрий, директор авиакомпании "Волга-авиаэкспресс"
2. Архипов Борис, второй пилот
3. Доценко Николай, штурман
4. Тришкин Валерий, пилот-инспектор
5. Дужак Владимир, пилот
6. Коробкин Юрий, бортмеханик
7. Салтыкова Екатерина, бортпроводница
8. Головина Светлана, бортпроводница
9. Бобровских Оксана, бортпроводница
(Список погибших пассажиров двух авиалайнеров и экипажа самолета Ту-154 опубликован во вчерашнем номере газеты "Труд-7".)
НА ЧТО РАССЧИТЫВАТЬ РОДСТВЕННИКАМ
Комментарий кандидата юридических наук Юрия ЖУКОВА:
- Отвечать материально авиакомпаниям придется в любом случае, так как они считаются предприятиями повышенного риска. А вот размер компенсаций может быть разным и зависит от того, по чьей именно вине произошли трагедии. Родственникам пострадавших "выгоднее", если причиной трагедии будут объявлены технические неполадки самолетов. В этом случае вина ляжет на авиакомпании "Сибирь" и "Волга-авиаэкспресс". Раз так, то по закону они обязаны пожизненно возмещать родным погибших все доходы, которые те могли бы получать при жизни, ну и, конечно, нести все расходы по доставке родственников к месту трагедии, похоронам. К примеру, погибший получал зарплату 10 000 рублей в месяц. Эти деньги ежемесячно должны перечисляться авиакомпанией его родственникам (не всем - в законе это оговорено). Как правило, пожизненно. А вот претендовать на возмещение морального вреда и получение страховки за погибших могут все родные.
Возможно, причиной объявят теракт. Тяжесть выплат в этой ситуации ляжет на виновных в нем. Даже если их найдут и посадят в тюрьму, можете себе представить, какие копейки они там могут заработать. Кроме того, придется ждать окончания следствия и решения суда.