НУ ОЧЕНЬ МАЛЫЙ БИЗНЕС

Количество небольших предприятий малого бизнеса, однажды достигнув 870 тысяч, практически не увеличивается с 1994 года. При этом доля их продукции составляет лишь 11 процентов валового внутреннего продукта. В то время как в странах с развитой рыночной структурой доля малого бизнеса в ВВП превышает иногда 50 процентов, в нем бывает занято около70 процентов населения.Почему малый бизнес не развивается в нашей рыночной экономике? На этот и другие вопросы, касающиеся российского малого предпринимательства, корреспонденту "Труда" ответил директор Института рынка РАН, академик Николай ПЕТРАКОВ.

- Малый бизнес у нас вечно в тени. Вы встречали хоть однажды рекламу товаров этого сектора производства? Почему это происходит?
- А зачем бизнесмену открывать свои секреты и расширять свое дело, если он не защищен ни от государственного, ни от криминального рэкета? Допустим, он разработал новый рецепт приготовления мяса или овощей. Но ведь никто на деле, а не на бумаге не защитит его от кражи интеллектуальной собственности. Если же он начнет увеличивать свои доходы, то к нему придут не с предложением выгодных контрактов, а с требованием поделиться. Первыми нагрянут налоговые службы, а затем криминальные. Может быть и наоборот. Но оберут до нитки и те и другие. Так что мелкому бизнесмену ни к чему засвечиваться. Он теперь изобретает что-то и прячет свою новинку под замок - подальше от чужих глаз.
- Вы неоднократно говорили о том, что суть рыночной экономики - в увеличении числа производителей и продавцов одного и того же товара. Но что же это за капитализм, который работает не по законам рыночной экономики, а чуть ли не подпольно?
- Давайте признаем очевидный факт: в нашей стране нет ни капитализма, ни рыночной экономики. Рынок - это конкуренция. Где вы видите соревнование компаний, предприятий, производств? В перекачке нефти и газа? В бесконтрольном вывозе леса, металлов, рыбы и зерна? Но это не рынок, а распродажа национального достояния.
А для того чтобы открыть новое предприятие или расширить уже действующее, нужна уйма времени и деньги на бесчисленные взятки. На согласование с различными контролирующими и регулирующими государственными органами у руководителей малых предприятий уходит в среднем 7 процентов рабочего времени. Можно этот процесс ускорить? Да, но только положив чиновнику "на лапу". Лишь двое из 100 опрошенных предпринимателей отрицают, что у них вымогают взятки.
- А, может, скрытность - национальная черта представителей российского среднего класса?
- Это ошибочное мнение. Прижимистость идет не от их скромности, а от сложного положения, в котором они оказались. Хлеб насущный достается им тяжело, так как они трудятся не в сырьевых, а в перерабатывающих отраслях, в бытовом секторе, мелкой оптовой и розничной торговле. Там счет доходов идет не на десятки миллиардов рублей и долларов, а на рубли и копейки. Если разваливается крупный банк, то его спасает государство, ему помогают другие банки - как отечественные, так и зарубежные. В крупном производстве тоже существует взаимовыручка. Если же разоряется мелкий торговец ширпотребом или продуктами, то это - невидимые миру слезы. К примеру, во время дефолта 1998 года ни один крупный банкир сильно не пострадал. Зато обнищали тысячи и тысячи мелких торговцев и предпринимателей.
- Почему государство в лице чиновников не желает заботиться о развитии малого бизнеса?
- А он им не интересен. Доход от него мал, а хлопот со сбором "дани" - превеликое множество. Поэтому что ни придумают законодательного наши чиновники, все направлено против мелкого предпринимателя. Накопит владелец булочной денег на приличный импортный автомобиль, а государство ему - раз, и увеличит размер таможенной пошлины. Только он откроет ресторанчик, а чиновники ему процентов на 20 поднимают оплату за услуги ЖКХ. То цены на бензин взлетают, то на аренду помещений. Захочет клочок земли прикупить для строительства - глядь, а налог на нее уже снова вырос. Поэтому всякие блага, сулимые правительством, отечественный бизнесмен воспринимает как опасную приманку. Ввели, к примеру, 13-процентный налог на прибыль, а толку? Минфин России уже признал, что эта мера не оживила отечественный бизнес. Потому что бизнесмены поняли: стоит им клюнуть на эту приманку, их тут же возьмут за жабры.
- К чему ведет такое взаимное недоверие бизнеса и власти?
- К монополизму в экономике. Вы обратили внимание на то, что отсутствует гибкое ценообразование в парикмахерских, фотоателье, автомагазинах и так далее? Они работают в жесткой системе, не учитывающей интересы и материальные возможности потребителя услуг. Даже на сельскохозяйственных рынках цены на один и тот же товар у всех продавцов в основном одинаковые. Да, на вещевом рынке вам сделают скидку, но с цены, которая завышена втрое. Монополизм развивается еще и потому, что у нас все меньше товаров и продуктов собственного производства. А завозной товар часто имеет одного оптового поставщика, который и диктует изначальную цену. Таким образом исчезает главный рыночный рычаг - конкуренция.
- Какой, на ваш взгляд, выход из создавшейся ситуации в малом бизнесе?
- Прежде всего малый бизнес необходимо защитить от чиновников-коррупционеров и посягательства армии проверяющих. Можно, конечно, ждать, когда средний класс дозреет до этого сам и начнет объединяться, чтобы коллективно отстаивать собственные права. Но это долгий процесс. Будет правильным, если правительство или президент проведут реформу и объединят бизнесменов в какие-нибудь купеческие гильдии.
- Но это же не рыночный метод управления экономикой...
- Верно, зато быстрый и эффективный. Представьте, что появятся сообщества торговцев и производителей, разделенные, как и в дореволюционной России, на гильдии. С капиталом, к примеру, свыше 100 тысяч рублей - 3-й гильдии. Свыше 500 тысяч - 2-й. Больше 1 миллиона - 1-й. У них будет соответствующее право брать определенный объем банковского кредита для развития дела. Они будут иметь право подавать своему выборному руководителю жалобы на чиновников любого ранга. К примеру, подадут 5 заявлений на пожарника-взяточника, и тому придется оправдываться в суде. Или наоборот, получит председатель гильдии 5 жалоб клиентов на продавца некачественной продукции, и того лишат и звания купца, и всех льгот по бизнесу.
Объединить средний класс россиян давно пора. В противном случае мы снова вернемся к очередям и покупкам дефицита с "черного хода".
Беседу вел