ЕЩЕ ОДИН "КИНДЕР-СЮРПРИЗ"

После затяжного политического кризиса новое правительство Чехии наконец-то получило вотум доверия. Возглавил кабинет 34-летний Станислав Гросс - самый молодой премьер в истории Европы. Именно он в труднейшей ситуации сумел спасти от развала правящую коалицию из социал-демократов и двух небольших партий правоконсервативного толка.

Кризис (прежде всего внутри самой социал-демократии) назревал давно. Именно этой партии волею судеб пришлось приступить к оздоровлению госбюджета за счет социальных расходов, то есть большинства населения. Евросоюз требует немедленно остановить многолетнюю порочную тенденцию роста внешней и внутренней задолженности государства. Однако действовать решительно на таком поприще социал-демократы не умеют. Им свойственно в основном заниматься переделом общественного пирога, который пекли другие.
Общество наглядно высказалось по этому поводу в июне на выборах в Европарламент, когда выдвиженцы правящей коалиции потерпели сокрушительное поражение. Их популярность стремительно падала. В то же время две ведущие силы оппозиции - гражданские демократы, крестным отцом которых был нынешний президент Клаус, и, как ни странно, в условиях полуофициального бойкота коммунисты - уверенно занимали первое и второе места во всех опросах.
Казалось бы, надо было уходить в отставку. Однако власть добровольно не отдают. Быстренько перестроившись, социал-демократы решили, что в отставку подаст их лидер Владимир Шпидла, ставший премьером после победы на выборах два года назад. После многих недель подковерной борьбы во главе партии оказался министр внутренних дел Гросс - любимец публики, особенно людей с образованием не выше среднего.
В политике он отнюдь не "киндер" ("ребенок" по-немецки). Работая после армии электриком в локомотивном депо, он активно включился в деятельность партии и 12 лет назад уже стал депутатом парламента. Тогдашний шеф и бывший премьер, известный экономист Милош Земан, дал ему "партийное поручение" - обзавестись дипломом, что тот и сделал на юридическом факультете знаменитого Карлова университета...
Чехия по своей конституции - парламентская, а не президентская республика. Когда партия, победившая на выборах, выдвинула Гросса новым премьером, президент Клаус волей-неволей поручил ему сформировать свое правительство, которое имело бы шанс пройти в парламенте, то есть как минимум собрать те же самые 101 из 200 голосов, которые имела коалиция до кризиса. Гросс представил на утверждение кабинет. Его программа включает традиционный набор задач, среди которых на одном из первых мест стоит защита интересов Чехии во всех структурах единой Европы.
Из нового в планах на будущее внимательные наблюдатели (например, глава крупнейшего профсоюзного объединения Милан Штех) отметили обещание премьера активнее вести социальный диалог в рамках треугольника "профсоюзы - бизнес - власть". Полагают также, что в борьбе с неодолимой коррупцией прежде всего "достанется" чиновникам. Теперь им, в частности, придется отчитываться о своих побочных доходах, которые обычно больше зарплаты.
Для финансового оздоровления, кроме затягивания поясов, предполагается сэкономить на госрасходах и оптимально провести приватизацию госпакетов на крупных предприятиях и фирмах, где они еще сохранились. Так или иначе, прозвучало обязательство подготовить страну для введения в ней единой валюты евро до 2010 года. Вступление в Шенген ожидается раньше - года через три.
Бороться с терроризмом у себя в стране чехам пока особенно не доводилось. Громкие дела - все больше уголовные. Однако в середине августа на электронный адрес одной из газет поступила анонимная угроза начать террор против детей, используя средства химической и биологической войны в чешских школах. Письмо написано настолько решительно, что спецслужбы обеспокоились не на шутку. Подобные инциденты, равно как, к примеру, разоблачение футбольной мафии (подкуп судей, договорные матчи и т.д.), больше интересуют публику, чем пережитый правительственный кризис.
Многие согласны с тем, что Гросс совершил некое чудо, которое по плечу лишь большому мастеру интриги и компромисса. Спокойно отнеслась к успеху Гросса его вторая жена и сверстница Шарка. Она оставила учительство и воспитывает двух маленьких дочек. Однако педагогические пристрастия сохраняет. Первая леди в своем первом интервью заверила, что будет помогать мужу чем может и умеет.
К счастью, не оправдались опасения, что при голосовании о доверии подведет депутат по фамилии Котт, изгнанный за пьянство из рядов гражданской демократии и переметнувшийся на сторону коалиции, - тот явился в парламент в трезвом виде и сделал свой решающий выбор. В результате счет 201 против 199 в пользу Гросса.