08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕ НАДО БОЯТЬСЯ КОНКУРЕНТОВ

Прокофьев Вячеслав
Опубликовано 01:01 27 Августа 2004г.
Перемены на европейском газовом рынке, происходящие в связи с Директивой ЕС о его либерализации, самым серьезным образом сказались на работе многих континентальных газовых компаний. Они перестраивают свою стратегию и тактику, ищут новые подходы и партнеров с тем, чтобы во всеоружии вступить в конкурентную борьбу, в которой выживает самый сильный и прозорливый. Об этом наш корреспондент беседует с заместителем генерального директора французской компании "Газ де Франс" Жаном-Мари ДОЖЕ.

- 2004 год - важная веха для газового рынка, как в самой Франции, так и в целом в Европе, - говорит господин Доже. - Для "Газ де Франс" по двум причинам, которые, надо отметить, тесно связаны между собой. Первая из них - новый этап открытия европейского рынка газа и электроэнергии, который наступил 1 июля этого года в полном соответствии со второй Директивой ЕС. Отныне все промышленные, коммерческие и прочие предприятия за исключением лишь физических лиц, могут самостоятельно выбирать себе поставщиков газа. Таким образом, открытым оказывается почти 70 процентов рынка, а в 2007 году он будет полностью "распахнут" для конкуренции.
Понятно, что подготовка к этим переменам потребовала от нас серьезной и напряженной работы. Нам пришлось, с одной стороны, адаптировать газораспределительные сети к новым условиям, с другой, предложить клиентуре новые высококачественные услуги по привлекательной для них цене. Все это не могло не привести к переменам юридического характера: были начаты процедуры по внесению положений второй Директивы ЕС во французское законодательство. Транспортировкой газа с нынешнего момента станет заниматься отдельная компания. В законе также прописаны возможности доступа прочих фигурантов рынка к газохранилищам. Другое важное для нас событие - это смена нашего статуса. До настоящего момента мы являлись полностью государственным предприятием. Недавно был принят закон, который позволит нам приобрести новый статус - акционерного общества. Мажоритарным акционером остается государство, которое, и это прописано в законе, будет иметь право уступить частным инвесторам часть капитала "Газ де Франс". Наряду с этим закон предусматривает, что государство должно сохранить контроль над предприятием, оставив за собой не менее 70 процентов капитала. Еще один важный элемент - целостность компании. За ней сохраняются как регламентируемые государством функции - эксплуатация газораспределительной сети, транспортировка и распределение газа, так и открытые для конкуренции - производство энергии и ее доставка.
Изменение статуса "Газ де Франс" откроет для нас новые перспективы. В частности, мы сможем активизировать дополнительные направления работы, включая производство электроэнергии, энергоуслуги и т.д. Все это делается по двум причинам. Во-первых, того требуют произошедшие в отрасли перемены. Во-вторых, это позволит нам реализовать стратегический план действий на континенте. Наши позиции сейчас весьма прочны, недаром мы являемся одним из лидеров европейского газового рынка, а по числу непосредственных клиентов (у нас их 15 миллионов) занимаем первое место. Однако мы не намерены почивать на лаврах. Сейчас на компанию приходится 10 процентов континентального рынка. Это если говорить о Европе до ее майского расширения, когда к ней присоединилось еще 10 стран. Теперь цель - увеличить нашу долю с 10 до 15 процентов рынка, но уже с учетом новых членов ЕС.
- Конкуренция, как известно, с одной стороны, создает трудности, но, с другой - открывает новые возможности...
- Действительно, она стимулирует самокритику, заставляет искать новые резервы, чтобы попасть в число первых. Поэтому основная трудность - изменить подходы и методы работы. Нам первыми удалось разработать набор новых привлекательных для клиентов услуг. В частности, это касается оригинальных схем в области финансового инжиниринга или новых предложений, обозначенных лозунгом "Дольче вита", который охватывает весь комплекс вопросов, связанных с домашним комфортом. Новые возможности для нас - это новые рынки вне пределов Франции. Мы и раньше вели себя достаточно активно в этом направлении, теперь же делаем тут особый акцент. К примеру, в Великобритании, где постепенно сокращается собственное производство газа и где в связи с этим открываются хорошие возможности для партнерских проектов, в том числе и с Газпромом. Кстати, в прошлом и нынешнем годах мы успешно сотрудничали с российскими газовиками по реализации ряда краткосрочных операций в этой стране. И еще один немаловажный элемент. Он связан с развитием в мире рынка сжиженного природного газа (СПГ). Не секрет, что в этой области мы являемся лидером в Европе, и в наши планы входит использование наработанных нами технологий СПГ в новых проектах.
- Президент "Газ де Франс" господин Пьер Гадоннекс, подводя итоги 2003 года, заявил о том, что половина всех инвестиционных средств компания направляет на международные проекты...
- Конкуренция в энергетической области, в том числе газовой, увеличивает риски. С тем, чтобы их уменьшить, надо идти по пути увеличения размеров компании. Концентрация, слияние фирм - все фигуранты газового рынка считают, что конкуренция будет сопровождаться этими процессами. Мы также становимся на эту дорогу, и наше развитие будет иметь, скажем так, самую широкую географию. Для этого предстоит делать приобретения в тех странах, где пока нас нет. Естественно, часть инвестиций пойдет на наращивание нашего потенциала как газодобытчика. При этом мы преследуем две цели. Во-первых, тем самым разнообразим источники поступления газа. Во-вторых, у нас появляются дополнительные возможности устанавливать новые партнерские связи с крупными производителями "голубого топлива". Речь идет как о "зрелых" европейских районах - Германия, юг Норвегии, Англия (там, где мы уже работаем), так и о других, "менее зрелых", какими являются север Норвегии, Алжир, Египет. Есть и другие неосвоенные пока районы, которые нас также интересуют. Это Ближний Восток, может быть, Баренцево море и, конечно, Россия.
- Директива ЕС о либерализации рынка - ныне реальность, с которой приходится "жить" и странам - производителям газа. Смогли ли они, по вашему мнению, выстроить свою политику по отношению к этому для них не всегда приятному новшеству?
- Как и мы, они задумываются над новыми возможностями, над тем, как оказаться на рынках, где раньше их не было. К примеру, русские коллеги рассматривают британский рынок именно с таких позиций. Или еще. Известно, что в Америке потребность в газе растет, а поэтому вполне логично возникает вопрос: не пришло ли время выйти на заокеанских потребителей? Как в любой сходной ситуации, так и здесь следует взвесить риски и возможную выгоду. Думаю, ответы на этот вопрос могут быть разными, но для всех сейчас ясно: на энергетическом рынке операции не могут носить исключительно "торговый" ("trading") характер, что энергоресурсы - не тот товар, обмен которым осуществляется только на краткосрочной основе. Все, включая инстанции Евросоюза, отныне убеждены в том, что к энергоресурсам надо относиться с позиций долгосрочности, ибо инвестиции в эту сферу настолько колоссальны, что нельзя ориентироваться только на краткосрочный рынок. Поэтому долгосрочное партнерство, долгосрочные контракты должны обязательно существовать и в будущем в условиях большей конкуренции. Другой вопрос, которым задаются производители, можно сформулировать следующим образом: нужно ли внедряться в конечные звенья газовой цепочки на открывшихся рынках? Однозначного ответа здесь также нет. Для ряда производителей интерес представляется невеликим. Почему? Потому что добыча газа и доведение его до конечного потребителя - совсем не одно и то же. Это совершенно разные профессии. К тому же рентабельность во втором случае, особенно при жесткой конкуренции, намного ниже. Я знаю, что некоторые гиганты отрасли, к примеру, "Эксон", сознательно не хотят связываться с таким хлопотным делом, как газораспределение, то есть выходить на индивидуальных потребителей. Другие делают шаги в этом направлении. Так, Газпром вместе с нами и немецкими газовиками участвует в проекте в Словакии, вместе с ВИНГАЗом - в Германии.
- Вы упомянули технологии СПГ. Не кажется ли вам, что наряду с газопроводами они все больше становятся инструментами, расширяющими коммерческие возможности производителей?
- СПГ и способы его доставки до клиентов обладают по сравнению с классическими газопроводам рядом преимуществ. В некоторых случаях они просто незаменимы: из Европы в Америку иначе как метановозами газ не доставить. То же самое касается транспортировки в Европу с Ближнего Востока. Были идеи строительства газопроводов из Ирана в Европу, но они трудновыполнимы - маршруты проходят через территории слишком многих стран. К тому же газопроводы, как правило, завязаны на огромные объемы газа. СПГ - более гибкая структура, которую можно применить к куда менее значительным объемам. Считается, что сегодня технологии СПГ оправдывают себя начиная с поставок в пять миллиардов кубов в год. Если вернуться к российским реалиям, использование технологий СПГ, как, впрочем и газопровода, вполне оправдано при эксплуатации, к примеру, Штокмановского месторождения на арктическом шельфе. У СПГ есть дополнительный плюс - его гибкость. Конечно, речь не идет о "войне" между двумя способами транспортировки. И тем не менее, если надо преодолеть расстояние более чем 3500 - 4000 километров, вариант СПГ представляется более экономичным. В любом случае, каким бы ни был проект, одно незыблемо: он должен осуществляться в условиях долгосрочности контрактов на поставку газа.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников