СОКОЛИНАЯ ОХОТА

В небо над екатеринбургским аэропортом "Кольцово" взлетают не только самолеты. С обочины полосы охотники выпускают ловчих соколов - ради безопасности авиаперелетов. Началась тревожная пора миграции перелетных птиц.

За год в России регистрируется несколько десятков случаев попадания птиц в турбины самолетов. К примеру, в мае в Иркутске пернатые "пытались остановить" самолет: когда лайнер заходил на посадку, в него врезалась птица, повредив фонарь и обшивку. В "Кольцово" пять лет назад из-за птицы отказал двигатель Як-40. Главные враги самолетов - чайки и вороны, которые гнездятся на многочисленных свалках в окрестностях аэропорта. Ради предотвращения ЧП в аэропорту "Кольцово" выделили ставку инженера-орнитолога.
Первым оружием Сергея Ялковского стал магнитофон с мощными динамиками. Ежедневно он выезжал на летное поле и включал "музыку" для птиц, наибольшей популярностью пользовался крик чайки, предупреждающей сородичей об опасности. Далее в хит-параде следовали вороний крик тревоги и боевые кличи хищных пернатых. Для особо тяжелых случаев инженер вооружился ракетницей, чтобы разгонять большие стаи.
Сейчас он попробовал привлечь для защиты от пернатых нарушителей воздушного пространства соколов-балобанов, обученных "птичьей утехе", как называл соколиную охоту царь Алексей Михайлович Романов. Охотников привезли из центра реабилитации хищных птиц под Екатеринбургом, о котором "Труд" уже рассказывал. Соколов изъяли в "Кольцово" на таможне, когда птиц пытались вывезти в Арабские Эмираты контрабандисты (в ОАЭ цена выученной птицы сопоставима со стоимостью "мерседеса"). Теперь птиц, оставшихся на родине, принимают на работу в тот же аэропорт.
При появлении вороньей стаи орнитолог центра Дмитрий Бородай снимает колпачок с головы своего питомца, подбрасывает его в небо. Цель зоркая птица обнаруживает мгновенно, с высоты кидается на добычу. "Драпают вороны! - ликует аэропортовский инженер. - Сработало!" Дмитрий тоже доволен: "Задача - разогнать птиц - выполнена. Ворон нет". Руководитель центра Олег Светлицкий уже прикинул, что двух-трех птиц хватит для обслуживания полетов.