"ЧЕГО И ВАМ ЖЕЛАЕМ"

Две подружки-хохотушки Женя Семенова и Полина Фадеева очень любят петь. В школьном ансамбле они самые голосистые. Не всякий, правда, поймет, о чем песни. Исполняются они на языке водского народа.

- Моя бабушка по национальности вожанка, - с гордостью говорит 13-летняя Женя, - родилась и выросла в этих краях, очень любила петь. Папа много о ней рассказывал.
Но Женина бабушка умерла, когда девочка была еще совсем маленькой. Поэтому водскому языку, как и песням, училась в основном в школе. Спрашиваю у Жени и Полины, что еще они знают о вожанах, их образе жизни, традициях? Оказалось, не так уж и мало: несколько местных обрядов, в том числе свадебный и погребальный, старинный праздник святого Ильи, сказки. Этому учат их в школе, в краеведческом кружке, который был открыт несколько лет назад по предложению директора Татьяны Ивановны Анисимовой.
Там, в кракольской средней школе, я с подружками и познакомилась. Трехэтажное здание стоит прямо у дороги, соединяющей несколько поселков и деревень Усть-Лужской волости Кингисеппского района Ленинградской области. Учатся здесь (а летом отдыхают в лагере) 269 ребят, в том числе из деревни Лужицы - самой знаменитой в округе. Она старше большинства других поселений: впервые упоминается еще в 1500 году. Кроме того, считается "столицей" народности водь.
Немногие, вероятно, слышали об этом народе. Я и сама, честно сказать, узнала о нем недавно. Позвонил коллега, поймавший на приемнике некую волну. "Ужасающие условия, умирающий народ", - вещал "с места события" корреспондент. "Что ж ты не напишешь? Надо помочь людям", - усовестил меня коллега.
- Какой-то иностранный журналист действительно приезжал к нам недавно, - рассказали мне в Лужицах. - Что говорил-писал, мы не знаем, но нажимал, помнится, на тяжелые бытовые условия. А чего ж они тяжелые? Самые обычные - деревенские.
Смотрится деревенька, от которой всего пара километров до Кургальского природного заказника с лечебными источниками, как картинка: аккуратные дома, многие с резными фасадами, ухоженные сады, добротные дороги. Есть в Лужицах свой клуб. А в нем создан ни больше ни меньше национальный музей! Экспонаты для него собирают всем миром. Кто передаст отслужившую свой век водскую кухонную утварь, кто - найденный в бабушкиных сундуках головной убор, полотенце.
Главная "собирательница" - 67-летняя Зинаида Андреевна Савельева. Она, как и все односельчане, долгие десятилетия скрывала свою принадлежность к этой угро-финской народности. В 20-50-е годы минувшего века их пытались выжить из страны или расселить по разным регионам Союза, считали чужаками. Репрессии коснулись практически каждой семьи. Но они оказались настоящими патриотами своей земли.
- В Отечественную войну тут некоторое время хозяйничали финские солдаты, - рассказывает Зинаида Андреевна. - Уговаривали лужицких и кракольских жителей служить им, предлагали переехать на постоянное жительство в Финляндию. Но люди отказались. Тогда более 300 человек насильно депортировали. После войны кто смог вернулся на Родину.
Почти каждое лето приезжают в Лужицы ученые. Записывают песни, знакомятся с обрядами. Помогли обрести алфавит. Свой язык у води был, а письменности - нет. Все сказки, предания, исторические сведения устно передавались из поколения в поколение. Сейчас разработана специальная языковая программа. В алфавите 31 буква. Пишутся латинским шрифтом с характерными "точками" и "птичками", как, скажем, у финнов, венгров. Учитывалось при создании алфавита и то, что испокон веков жили вожане на русской земле. Оттого многие слова легко понять. Скажем: "zontikk", "dohtori", "vadda" (соответственно зонтик, доктор, вода).
Но больше всех для вожан сделали директор кракольской школы Татьяна Анисимова и ее коллеги. Мало того что создали фольклорный ансамбль "Линнут" ("Птички"), выступающий с концертами даже за рубежом. Открыли музей, где главная достопримечательность - национальные костюмы. Собирают и помогают издавать водские сказки. И еще вместе с Лужицким сельсоветом организуют ежегодный национальный праздник.
В центре деревни когда-то стоял большой крест, огороженный вересовыми кольями. (К слову, само это слово "водь" или, как его здесь произносят, "воддя" означает "кол", "клин". Местными употребляется и в другом значении - "старожилы земли".) В День святого Ильи все собирались вокруг этого креста, ставили икону Параскевы Пятницы, зажигали свечи и молились. А после молитвы забивали барана, ели, пили, веселились. Главный смысл праздника - прославление семейного очага. Вот его и возродила школьный директор.
Сейчас в Лужицах живут около 70 человек. Большинство вожане. Но летом на праздник съезжаются до 300 человек - не только из соседних поселков Вистино и Котлы, но и из Петербурга, Москвы, Тарту.