КВАСНОЙ НЕПАТРИОТИЗМ

В Самаре продали экспериментальную партию кваса "Кружка и бочка", произведенного в Перми по заказу компании "Кока-Кола". Квас оказался бутылочным, и все емкости по 0,5 и по 1,5 литра разошлись мгновенно. Следующим летом американцы обещают организовать производство в более серьезных масштабах, а в перспективе - "залить" страну русским национальным напитком.

Такого в России не бывало аж с XIX века, когда на каждого жителя империи приходилось по 200 - 250 литров кваса в год. Сегодня этого "самого патриотичного" напитка потребляется всего по 10 литров на российскую душу, хотя за последний год был отмечен рост на 30 процентов (по другим данным - на 44 процента). Общая емкость квасного российского рынка оценивается всего-навсего в 23 млн. декалитров (дал).
Для сравнения: производство пива в России выросло за прошлый год на 9,8 процента и составило 1 млрд. дал. В мировом производстве пива наша страна уже заняла 4-е место, пропустив вперед лишь Китай, США и Германию. А наше потребление пива (67 литров на душу в год) уже почти достигло европейских стандартов (там пьют от 70 литров в год и более). Причин называют три: большой выбор пенных напитков, повышение акцизов (и цены) на главных конкурентов - слабоалкогольные коктейли и (главное!) активную пивную рекламу.
Это дает повод оптимистам уверять, что наши граждане переходят на "южный" вариант потребления алкоголя - от крепких напитков к более слабым, но поскольку сухих вин у нас не хватает, то пиво торжествует. А пессимисты в ответ напоминают про высокую смертность от алкоголизма и поговорку маргиналов: "Пиво без водки - деньги на ветер".
На рынке безалкогольных напитков ситуация похуже: наши граждане все больше пьют подслащенной "химии", а на отечественный квас налегает лишь около 2 процентов населения (по другим данным - около 6 процентов). Во всем мире тенденция обратная, а потому ведущие мировые производители активно обновляют ассортимент, делая упор на использование натуральных продуктов.
"Кока-Кола", которая владеет в России 13 заводами и продает в нашей стране напитков на 1,5 млрд. долларов (во всем мире - на 24 млрд. долларов), еще в конце прошлого года объявила о намерении начать выпуск русского кваса. Этим летом компания даже подала заявку в Роспатент на регистрацию трех новых надписей: "Натуральный продукт", "Без консервантов" и "Живое брожение". И все это - для кваса, который она намерена рекламировать в России как полезный и наилучший для утоления жажды напиток. Специалисты утверждают, что таким образом компания намерена компенсировать снижение продаж своего основного, "фирменного" напитка во всем мире.
Сколько русского напитка будут производить американцы - пока тайна. Какие рецепты будут использованы (когда-то в России их были тысячи!) - еще более строгая тайна. Ясно одно: дело будет поставлено на широкую ногу. Причем отечественные квасовары пока не протестуют. Причина: насыщенность российского рынка этим товаром пока невелика, а маркетинговые усилия заокеанского гиганта могут даже принести пользу - например, сделать квас более модным среди молодежи. И если новое поколение побежит не за пивом, а за квасом, то родители возражать не будут.