ПИДЖАК ДЛЯ ПИСТОЛЕТА

В московские ателье все чаще обращаются мужчины, чтобы пошить себе классический костюм. Штат закройщиков увеличивают все, кто может себе это позволить, но это мало помогает - закройщики работают с предельной нагрузкой.

В Ателье Игоря Пронина утверждают, что количество заказов у них за последний год удвоилось (сейчас около 30 в месяц). Ателье Grande e piccolo работает третий год, и там та же картина. Директор ателье "Аз-стиль" говорит, что число заказов от мужчин увеличилось на 20%. Другие ателье, например "VIP-костюм" или KVADRATNERO, такую информацию не раскрывают, но на жизнь не жалуются.
Закройщиков не хватает всем - архитрудно найти людей, которые хорошо владеют профессией. В Ателье Игоря Пронина обзванивали колледжи и ПТУ, где готовят требуемых специалистов. Оказалось, что молодежь учиться на закройщиков и портных практически не идет, поэтому колледжи даже начинают отказываться от обучения по этим специальностям. Те же, кого обучили, работают плохо. Дело в том, что ателье нужны мастера ручного изготовления костюмов, а ПТУ готовят так называемых "клейщиков", на которых нет спроса. В различных ателье пытаются искать людей через газеты или интернет, но мало кто откликается - все уже при деле.
ВАША НЕ ПЛЯШЕТ
Опытный, уважающий себя закройщик крайне неохотно берется работать с материалом заказчика. Объяснить это просто: во-первых, очень много подделок. Клиент приносит якобы итальянскую или английскую ткань, сделанную где-нибудь на Малой Арнаутской. Ее качество порой нельзя определить ни на взгляд, ни на ощупь. Даже вес подделки может совпадать с оригиналом. Как она поведет себя в процессе изготовления костюма, известно одному богу. Потом закройщику практически невозможно будет доказать, что проблема была в ткани, а не в его руках, растущих не оттуда. К тому же в случае ошибки закройщика ткань, предоставленную ателье, всегда можно дозаказать. С тканью заказчика это сделать почти всегда невозможно.
ВЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ
Кого только не приходится обмерять закройщикам - высоких и мощных, мужчин ростом полтора метра и кругленьких и так далее. Бывают и вовсе экзотические случаи. Например, в ателье "VIP-костюм" шили костюм для человека двухметрового роста, чей размер одежды 44, очень сутулого, с торчащими лопатками. Первый костюм ему шили полгода! Потребовалось четыре примерки, чтобы он нормально сел. Правда, следующие костюмы получались уже быстрее - за месяц. В другом ателье как-то снимали мерку с инвалида, который с детства передвигался в кресле-каталке. У него была очень необычная фигура: короткие ноги и сильно развитый торс.
Дело в том, что мужской пиджак - одно из самых сложных изделий для пошива. В нем бывает до 300 деталей, в зависимости от его сложности. С людьми, имеющими нестандартную комплекцию, приходится возиться месяцами. Но еще хуже станет самому классному специалисту, если фигура заказчика изменилась уже в процессе изготовления костюма. Например, задумал человек походить на фитнес, улучшить свой внешний вид. Подкачал плечи, руки, убрал живот, и в результате люди, сквернословя про себя, не по своей вине переделывают свою работу.
ПЕРЕДЕЛАЛИ, СТАЛО ЛУЧШЕ
Иногда клиенты приезжают на примерки в дурном настроении, им все не нравится. Костюм может сидеть идеально, но человек требует изменений. В этом случае закройщикам и портным нередко приходится идти на хитрость. Они не уговаривают и не убеждают клиента в том, что все идеально, нет. Они просто снимают с него костюм и просят приехать в следующий раз, уверяя, что все будет исправлено. Естественно, при этом к костюму они даже не думают прикасаться. Когда клиент через несколько дней возвращается, ему показывают абсолютно тот же костюм и при этом говорят: "Ну вот, полюбуйтесь. Теперь все так, как вы хотели!"
Часто закройщики, снимая мерку, слышат просьбу: "Сделайте так, чтобы под ним можно было носить пистолет или короткий автомат в кобуре. Под мышкой или на поясе". Технически это несложно, просто в таких случаях костюм делается не совсем приталенный. Сложней бывает со сценическими костюмами. Однажды Владимир Воленко, создатель группы "Божья коровка", попросил сделать ему двусторонний пиджак: с одной стороны желтый, а когда вывернешь наизнанку - зеленый. Двусторонний пиджак - это теоретически невозможно, но заказчик платил, и пришлось выкручиваться. Воленко остался доволен.
ВЕДИ СЕБЯ ПРИЛИЧНО
У редкого закройщика нет своей годами наработанной клиентуры. При этом закройщики не сидят на месте и могут менять ателье так же, как и все другие меняют место работы.
Старых клиентов закройщики вполне законно обслуживают частным образом - это в порядке вещей, и ни один менеджер ателье не сможет упрекнуть их в работе "налево". Но у закройщика всегда есть соблазн в тот момент, когда менеджер отвернется, и новому шепнуть на ушко: "Вот вам моя визитка, позвоните мне на мобильный, и я вам дома сделаю дешевле". Риск быть уволенным, если поймают, очень велик - о таких замашках закройщиков известно менеджерам всех ателье, и любой закройщик предупреждается о санкциях заранее, еще при приеме на работу. Однако время от времени их все-таки ловят на "леваках". Правда, похоже, гораздо чаще их халтура все же остается незамеченной.
ЗАРПЛАТЫ
25 000 рублей
получает начинающий портной в ателье, обеспеченном заказами
75 000 рублей
зарабатывает опытный закройщик в том жеателье
ГОТОВОМУ ПЛАТЬЮ - НЕТ!
Штаны для КПСС
Александр Игманд был знаменитостью в СССР. У него одевались члены политбюро и руководящие сотрудники МВД - Брежнев, Чурбанов, Тихонов и Щелоков. А еще мастер обслуживал Любимова, Тарковского, Ульянова, Этуша, Збруева, Абдулова.
Пиджак "007"
С 1995 года и вплоть до настоящего момента во всех фильмах, включая "Казино Рояль", Джеймс Бонд ходил в костюмах ателье Brioni. А в Москве Brioni закрыли. Не потому, что дорого, а потому, что больше не могли терпеть капризов наших клиентов.
Работа налево
Сэр Харди Эймс снимал мерки с королевы Елизаветы II с 1955 по 1990 год. В 1989 году ему пожаловали звание рыцаря. В свободные часы он подхалтуривал для Голливуда. Например, для фильма "Космическая одиссея 2001 года".