Кино не на скорую руку

Алексей Герман-младший повезет в Венецию восстановленный фильм своего отца

Режиссер Алексей Герман-младший на юбилейном, 70-м Венецианском кинофестивале, который пройдет с 28 августа по 7 сентября, — член жюри (категория «Дебюты»), участник специальной юбилейной программы (альманах «Венеция 70: перезагрузка будущего») и почетный гость (отреставрированный фильм Алексея Германа-старшего «Мой друг Иван Лапшин» будет показан в ретроспективной программе «Классики 70-го»).

— Алексей Алексеевич, фильм вашего отца снят не так давно, в 1984 году. Зачем понадобилось его реставрировать?

— Время неизбежно наносит урон негативу, и решение делать техническую реставрацию было правильным.

— Фильм снят по повести вашего деда Юрия Германа «Лапшин», повествование ведется от лица девятилетнего мальчика, которого автор называет своим внуком. Этот мальчик случайно не вы?

— Нет-нет. Фильм не автобиографический, и мальчик — скорее альтер эго моего отца.

— В героине Нины Руслановой — провинциальной актрисе Наташе Алдашовой — на мой взгляд, передана вся сущность этой профессии. Алексей Юрьевич и вас учил тому, как постигать актерскую натуру?

— Отец умел работать с актерами, знал и понимал их. Исполнительницу роли Наташи Алдашовой он искал очень долго. Ну а я с детства много времени проводил на съемочной площадке.

— Алексей Юрьевич и его жена Светлана Кармалита — ваша мама — перед съемками фильма «Мой друг Иван Лапшин» ездили в тюрьмы, присутствовали на допросах, изучали архивы... Но в последнее время стало модно иронизировать по поводу того, что Герман снимал свои фильмы десятилетиями.

— Беда нового российского кино в том, что оно делается на скорую руку. У советского кино в этом смысле было преимущество: создатели картин — режиссеры, сценаристы, операторы, актеры — располагали возможностью нормально подготовиться к съемкам, изучить материалы, историю, время. Они не должны были выдавать по пять минут ленты в день, как этого сейчас требуют чиновники. Когда мы снимали фильм «Garpastum» (2005), то у нас были частные деньги, а значит, были время и пространство для погружения в материал, условия для создания костюмов, декораций... Кстати, картина «Трудно быть богом» целиком снята на частные деньги, поэтому и была возможность работать над ней тщательно.

— Светлана Кармалита стала главным редактором киностудии «Ленфильм» — будет ли у нее время, чтобы вырваться в Венецию?

— При всей своей занятости мама будет представлять в Венеции фильм отца «Мой друг Иван Лапшин». О «Ленфильме» могу сказать, что он возобновляет собственное производство фильмов, формирует пакет заявок, на основании которого потом будут сниматься картины (и уже есть несколько выдающихся, на мой взгляд, проектов). Скоро начнется техническое переоснащение студии, создание новых павильонов и реставрация старых. И еще важный момент: «Ленфильм» намерен активно поддерживать молодые таланты, что сегодня мало кого заботит.

— Вас как неоднократного участника Венецианского фестиваля, обладателя «Серебряного льва» за лучшую режиссуру (фильм «Бумажный солдат») в этом году пригласили в жюри конкурса «Дебюты». Как будете оценивать работы молодых?

— Мои критерии очень просты: призы надо давать тем, кто талантлив и говорит на новом киноязыке. Победитель, на мой взгляд, должен делать фильм не из конъюнктурных соображений, а ради честного, смелого, самостоятельного высказывания.

— Многие рассчитывали на то, что к 70-му Венецианскому кинофестивалю вы успеете снять новый фильм «Под электрическими облаками». Но, как сказала мне недавно Светлана Кармалита, вы отложили собственную работу для того, чтобы закончить картину отца «Трудно быть богом».

— Именно так. В связи с этим хочу поблагодарить Министерство культуры России и Министерство по культуре и туризму Украины («Под электрическими облаками» — картина совместного производства нескольких стран), которые согласились с перенесением сроков производства.

— Фильм «Под электрическими облаками» — о сегодняшнем поколении. Не боитесь, что из-за паузы невольно порвете тонкую нить ощущения времени?

— Не боюсь, потому что проблематика времени и поколения никуда не уходит. Кино не должно быть газетой на злобу дня. Кино — это больше, чем информация о том, что «здесь и сейчас».

— О чем короткометражный фильм, который вы сняли для юбилейного альманаха «Венеция-70: перезагрузка будущего»?

— Фильм — это почти стихотворение, где мы говорим о том, каким представляем себе будущее кинематографа. Премьера альманаха состоится в Венеции 28 августа, в день открытия фестиваля. Мне особенно приятно, что в числе 70 режиссеров, снявших свои мини-фильмы для этого альманаха, есть мои соотечественники — Алексей Федорченко и наш классик Марлен Хуциев.