УРОКИ КИТАЙСКОГО

С некоторых пор ходят слухи, что Пензенскую область чуть ли не "оккупировали" китайцы. А в самом областном центре, сообщалось в одной из газет, появился чайна-таун, то бишь "китайский квартал". Некоторые патриотично настроенные местные граждане начали бить в колокола: сегодня китайцы уже купили совхоз, а завтра весь район под себя подомнут? Где будут трудиться наши мужики?

Узнав, что в России брошенная земля зарастает бурьяном, некоторые китайские предприниматели решили воспользоваться ситуацией. Приехали в Пензу и предложили взять в аренду пустующие поля, выращивать на них зерно, овощи. И нам же их продавать. Трудолюбивые гости посчитали, что при нормальной работе на здешних, пусть не очень плодородных черноземах можно заработать. Вариант, казалось им, выгодный для обеих сторон. Но и наши не лыком шиты, а потому сразу урезонили гостей.
- Землю сдать в аренду не можем, - сказали, - поскольку это не пустыня какая-нибудь. На ней живут и трудятся наши люди. Если хотите, то берите весь совхоз. Всю, так сказать, инфраструктуру.
Что представляет эта "инфраструктура", китайцы скоро узнали: разваливающиеся фермы, котельная без крыши, в плачевном состоянии детский сад, зернохранилище. Попутно хозяева выставили еще дополнительно условие: пусть арендаторы погасят работникам долги по зарплате. Переговоры шли трудно. Китайцы все никак не могли взять в толк, почему им надо возвращать долги, которых они не делали. Но в конце концов одна из фирм решила рискнуть. Представители ее прибыли в АО "Совхоз имени Энгельса", собрали общее собрание акционеров. Обговорили условия аренды. Каждый пайщик за свою землю получает от арендаторов в первый год центнер зерна, во второй - два центнера.
Впрочем, участники собрания так далеко и не заглядывали. Главное, требовали, чтоб платили зарплату вовремя и вернули долг за полгода на общую сумму свыше 500 тысяч рублей. Сошлись на том, что погашать задолженность по зарплате новые хозяева будут постепенно и преимущественно продуктами. Собрание единогласно проголосовало "за" такой вариант.
С этого дня совхоз имени Энгельса превратился в агрофирму "Дунсин". Согласно российскому законодательству, иностранных работников в ней должно быть не более 10 процентов. Поэтому сегодня в "Дунсине" трудятся всего 16 китайцев. Это в основном специалисты-технологи. Исполнительным директором фирмы новые хозяева назначили бывшего главного агронома совхоза Ивана Смирнова. А генеральным директором стал Джоу Пэн.
Общаются русские с китайцами посредством переводчиков. Тем не менее языковой барьер дает себя знать. Наша беседа с господином Пэном была немногословной. Переводчик - молодой китаец, которого все здесь зовут Саша, с трудом выговаривал такие слова, как "лоботрясы", "самогонка".
- Очень трудно в России работать, - переводил Саша слова Пэна, качающего головой. - Покупаем солярку за шесть рублей, а трактористы едут в другое село, продают ее по три рубля. Покупают самогонку. Недавно один шофер заявил, что генератор сгорел. Поехали в город, купили новый. Через два часа смотрю - опять машина стоит. Шофер пьяный. "Почему не работаешь?" - "Генератор делаю. Вы плохой купили, я его в канаву забросил"...
Господин Пэн с минуту молчит и подводит итог:
- Так нельзя. У нас 20 лет назад плохо работали. Но так - нет.
Присутствовавший при разговоре глава администрации Пензенского района Николай Кондратьев выдохнул в мою сторону: "Не привыкли они еще к русскому менталитету". И обратился к Саше:
- Переведи, что это безобразие мы так не оставим. Наведем порядок! Пусть не беспокоится и даже не думает разорвать договор. На нас же другие равняются.
- А ты куда смотрел, - переключился он на Смирнова. - Только начали из ямы вылезать - и опять за старое?!..
По дороге к полю, где работают комбайны, Кондратьев продолжил тему.
- Нет, не уйдут они отсюда, - заявил уверенно. - Они же мельницу за 40 тысяч долларов привезли из Китая, чтобы мукой торговать. Строят пекарню, цех по приготовлению лапши. Не бросят добро.
По расчетам специалистов, нынешний год хозяйство закончит с небольшой прибылью. Такого здесь не было аж с 93-го года.
Кстати, когда появилась работа, народ в большинстве своем от рюмки стал мало-помалу отвыкать.
- У меня теперь душа успокоилась, - рассказывал комбайнер Владимир Арзамасцев. - Знаю, что месяц закончится - с деньгами в семью приду. А то ведь как было? К дому ноги не идут, в глаза жене и детям смотреть не мог.
Китайцы, похоже, нашли свое средство против российской расхлябанности.
- На следующий год, - говорил господин Пэн, - контракт будем заключать с каждым в отдельности. И зарплату установим разную, в зависимости от того, кто как работает.
Не пугает китайцев набивший оскомину диспаритет цен. Вместо того чтобы продавать зерно по рублю за килограмм, они его перемалывают на муку. А это уже другая цена - в пять раз дороже. А если от сырья до прилавка ни одного посредника, то все деньги идут в карман крестьянину. Чтобы занять людей зимой, китайцы задумали построить цех по переплавке пластиковых бутылок. Собирать будут их по всей области, а полученные после переплавки шарики начнут продавать в Китай. Там их с руками оторвут...
К слову, в Пензенской области, где полтора миллиона жителей, зарастает сорняками и мелколесьем около 400 тысяч гектаров. На всех пока что хватит.