ПРИВИЛЕГИЯ МАНДАТА

Депутатская неприкосновенность и льготы, которые имеют думцы, - это не юридический и даже не

Депутатская неприкосновенность и льготы, которые имеют думцы, - это не юридический и даже не политический вопрос, это вопрос нравственного выбора. Он достался нам еще от тех времен, когда партийно-советская номенклатура в законодательстве закрепила за собой различного рода привилегии. Затем это наследство принял и даже расширил Верховный Совет РСФСР.
Первая Государственная Дума попыталась в начале своей работы изменить ситуацию. Тогда по моему предложению была принята поправка о равной оплате труда всем депутатам парламента, независимо от занимаемой должности, кроме председателя палаты. И тем самым мы показали тогда, что все депутаты равны. А осенью 1999 года по предложению целого ряда депутатов большинство Думы отказалось от выполнения указа Б. Ельцина о повышении жалованья чиновникам, в том числе и депутатам, на 50 процентов.
Но дальше этот деликатнейший вопрос не удалось сдвинуть ни на йоту. Речь идет о двух вещах: о депутатской неприкосновенности и депутатских льготах и привилегиях. Я не сторонник политического максимализма в этих вопросах. Депутатская неприкосновенность существует в парламентах всех стран. Она необходима прежде всего как гарант политического плюрализма и свободы слова избранников народа, как барьер от попыток преследования депутатов за политические убеждения.
Но речь идет о мере этой неприкосновенности, которая должна быть сравнима с "допустимой самообороной". Опыт последних десяти лет показал, что эта мера была явно выше необходимой. Не один раз возникали случаи, когда депутаты совершали уголовные преступления и административные правонарушения (ну, скажем, не платили штраф за грубые нарушения правил дорожного движения инспектору ГАИ), и все сходило "как с гуся вода". В то время как "рядовым" гражданам приходится отвечать по полной программе. За десять лет существования современного российского парламента только два раза Дума дала согласие на возбуждение уголовных дел (в отношении С. Мавроди и Н. Хачилаева). Во всех остальных случаях корпоративная солидарность брала верх над требованиями закона, ибо многие думали: а вдруг завтра я попаду в такое же затруднительное положение?
Такая ситуация сделала Государственную Думу крайне привлекательной для всякого рода криминальных элементов, которые любой ценой пытаются попасть в стены парламента, чтобы воспользоваться депутатской неприкосновенностью для расширения своей преступной деятельности. Я считаю, что нужно снизить меру этой неприкосновенности и дать возможность привлекать депутата к уголовной и административной ответственности без разрешения Думы. А вот передачу дела в суд оставить на ее усмотрение.
Кроме того, считаю необходимым сократить число предметов, на которые распространяется депутатская неприкосновенность. Можно оставить неприкосновенными документы, багаж и переписку, а жилые и служебные помещения, средства связи, транспорт должны подлежать досмотру.
Теперь о льготах и привилегиях депутатского корпуса. Я убежден, что народные избранники должны отказаться от ничем не оправданных доплат к пенсии и других материальных льгот и преимуществ. Многие мои коллеги не согласны с этим, поскольку депутат Думы получает всего 300 долларов в месяц - это на два порядка меньше, чем американский конгрессмен. Но мы-то живем в стране, где прожиточный минимум составляет всего 5 долларов. Поэтому нам как избранникам российского народа нужно равняться на две трети наших граждан, которые живут ниже уровня бедности, а не на американских конгрессменов. Я отнюдь не призываю к тому, чтобы депутаты жили в нищете, но они должны жить вместе со своим народом...