ОПАСНАЯ РАЗНОГОЛОСИЦА

Противостояние двух "партий власти" в Чечне - "кадыровской" и "гантамировской" с уходом Неистового Беса (так называют Беслана Гантамирова в республике) с политической арены не окончилось. Отказавшись от предложений Москвы по поводу своего трудоустройства, Гантамиров решил не покидать республику, даже оказавшись на положении "рядового гражданина Чечни". "Теперь я займусь бизнесом, - сказал бывший предводитель чеченских ополченцев. - Хочу открыть в Чечне сеть магазинов и запустить несколько производств".

В том, что у Гантамирова "бизнес пойдет", можно не сомневаться, учитывая его обширные связи. Но отойдет ли бывший мэр Грозного от политики - вопрос куда сложнее. В любом случае для того, чтобы быть в политической обойме, у него есть весомый аргумент - вооруженные отряды, сыгравшие определенную роль при освобождении от боевиков Грозного. Даже если эти формирования официально будут распущены, фактически они останутся под влиянием опального полковника.
Это вполне укладывается в рамки местного менталитета. Вспомним, что во вторую чеченскую войну мятежные полевые командиры фактически не подчинялись Аслану Масхадову, вся территория Чечни как бы была поделена на несколько конфронтирующих анклавов.
Наблюдатели полагают, что за политической дуэлью Кадыров - Гантамиров стоят поддерживающие их определенные российские структуры. После некоторых колебаний Кремль назначил главой временной администрации Чечни бывшего дудаевского полевого командира Ахмада Кадырова. Даже несмотря на то, что он в первую чеченскую войну объявлял джихад и призывал каждого чеченца убить 150 русских. Индульгенцией для экс-боевика стал его отход от идеи сепаратизма и желание сплотить на почве антиваххабизма чеченское общество в рамках единой России.
Но первые же кадровые перестановки, сделанные главой республики, натолкнулись на резкое противодействие Гантамирова. Уже будучи снятым со всех постов, Гантамиров летит в Москву, встречается с представителями администрации президента РФ и министром обороны Игорем Сергеевым. В результате все шесть глав районных и городских администраций, уволенных Кадыровым, были восстановлены в прежних должностях.
Противоречия между Кадыровым и Гантамировым - это, по сути, борьба за контроль над Чечней двух властных центров. Вокруг нынешнего руководителя республики группируются многие из тех, кто поддерживает контакты с полевыми командирами и стремится не допустить к власти политиков, верных Москве с самого начала вооруженного конфликта. В этом отношении особый смысл имеет брошенная Кадыровым фраза о том, что независимости Чечни можно добиться иными, не военными методами. По мнению же Гантамирова, бывший муфтий создает не администрацию, а "тейпово-олигархическую группировку", назначая на руководящие посты бывших сподвижников Масхадова. Один из них - представитель правительства Кадырова в Москве Шамиль Бено, занимавший в правительстве Дудаева пост министра иностранных дел.
Складывается впечатление, что в результате усилий самой Москвы в Чечне сегодня как бы сосуществует несколько политических центров, своего рода "удельных княжеств". Часть территории республики контролируется военными, часть - группой Кадырова, другая - людьми Гантамирова, а горная Чечня - сепаратистскими бандформированиями. В итоге же на Северном Кавказе Россия по-прежнему имеет регион, который в любое время может взорваться.
Конечно, наводить порядок в своем доме должны в конечном счете сами чеченцы - в этом сходятся все. Но кому возглавлять республику - на этот вопрос нет однозначного ответа. Не только известный предприниматель Малик Сайдуллаев, но и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский (в 1995 году он был в составе правительственной делегации по мирному урегулированию в Чечне) считают, что назначение Кадырова на высший пост в республике - ошибка. Борис же Немцов это назначение вообще назвал лицемерием: "Если глава администрации - московская кандидатура, то пусть это будет действительно московский генерал, и все. Например, генерал Трошев... А потом будут выборы и появится выборная власть".
Более категоричен Малик Сайдуллаев. "Обстановка все более осложняется, - заявил он недавно, - бандиты все выше поднимают голову, все больше жертв. Я думаю, что уже этой осенью Кадыров будет снят со своего поста. И население Чечни или путем выборов, или путем социологического опроса спросят, кого оно хочет видеть во главе республики..."