НЕПОБЕЖДЕННЫЙ ПРОМЕТЕЙ

Мы отмечаем юбилей замечательного актера и режиссера Сергея Бондарчука, которому исполнилось бы 80 лет. Он сыграл в кино немало классических ролей, создал образы наших современников, поставил такие фильмы, как "Судьба человека", "Они сражались за Родину", "Красные колокола", "Степь", "Борис Годунов". Делом всей жизни Сергея Федоровича стала киноэпопея "Война и мир", отмеченная в 1968 году американской премией "Оскар".

В продуваемом декабрьскими ветрами мосфильмовском павильоне режиссер из Киева Игорь Савченко снимал заключительные эпизоды "Тараса Шевченко". Исполнителю главной роли Сергею Бондарчуку тогда, в 1950 году, было тридцать лет, он перевоплощался в великого украинского поэта, жизнь которого уже подходила к концу.
Переживший гонения и ссылки, ссутулившийся Шевченко предстал перед благородным собранием Петербурга, читая стихи:
"Спокон века Прометея
Там орел карает..."
Бондарчук произносил строки по-украински. Не все было понятно, но какая сила, какая страсть слышались в его голосе! Актеры и так называемые "эпизодчики" слушали, затаив дыхание. Я изображал безымянного студента-семинариста. Стоя рядом с Кобзарем, бросал на него восхищенные взгляды. Для меня, шестнадцатилетнего, это был одновременно великий украинский поэт и великий советский артист.
После "Молодой гвардии" (1948 г.), где он создал образ большевика Валько, Сергей Бондарчук практически играл свою вторую значительную роль в кино. Его лицо еще не примелькалось на киноэкране. Позднее к нему придет подлинный успех. И Золотой приз на 1-м Московском международном кинофестивале за "Судьбу человека", и "Оскар" за "Войну и мир", и многие другие престижные награды вручались актеру и режиссеру, познавшему поистине мировую славу.
В числе лучших актерских работ Бондарчука называют роли Андрея Соколова ("Судьба человека"), Пьера Безухова ("Война и мир") или других героев - в фильмах "Сережа", "Неоконченная повесть", "Об этом забывать нельзя", "Они сражались за Родину", "Отелло"... Но для меня - это "Тарас Шевченко", определивший мою судьбу. Именно эта встреча с Сергеем Бондарчуком решила мой выбор профессии журналиста. Художник поразительного таланта, Бондарчук прожил счастливую и вместе с тем трудную жизнь. Особенно в последний период творчества, когда начался развал отечественного кинематографа и мастер впал в немилость у властей предержащих. Но огромный международный авторитет Бондарчука позволил ему удержаться на высоте и с помощью итальянских спонсоров даже снять многосерийную эпопею "Тихий Дон". Однако итальянцы так смонтировали картину, что невольно исказили ее идею, из-за чего у режиссера возник с ними конфликт.
Он был художником - творцом, а не коммерсантом. И бессилие перед изменившимся миром его подкосило.
За месяц до кончины Сергея Федоровича я пришел к нему взять интервью. Судьба распорядилась так, что эта вторая в жизни наша личная встреча произошла только через 44 года. В 50-м он был молодой, черноволосый парубок с горящими глазами. А тут дверь квартиры на Тверской распахнул могучий с виду лев, с пышной седой гривой, с нескрываемой печалью в глазах. Мне сразу вспомнились и удивительный Тарас Шевченко, и Прометей, прикованный к скале, и орел, терзающий его тело.
Сергей Федорович рассказал мне о новом своем проекте - он задумал сделать историческую киноэпопею "Александр Македонский". Сожалел, что не удалось воплотить на экране мечту юных лет - экранизацию "Тараса Бульбы".
Он рассуждал о душе, о Боге... "Раньше я был партийным, мне не полагалось ходить в церковь. Но на шее я всегда носил крест. Перед всяким начинанием осеняю себя крестным знамением". И сказал, что Папа Римский Иоанн XXIII предложил ему келью в Ватикане: "Если вам станет трудно, приезжайте в любое время". Но Сергей Бондарчук всегда был русским патриотом и православным христианином. Неустанно отдавал свой труд Родине.
Горестны были размышления Сергея Федоровича о современном состоянии искусства: "У нашего государства нет идеологии. Нет программы. Куда движемся - неясно." В день нашей встречи был он невесел. Не мог спокойно сидеть за столом, вставал, выходил из комнаты. Принес бутылку водки. Но сам не притронулся, угощал меня. Подошел к окну, уселся у мольберта дорисовывать портрет. Я и запечатлел его за этим занятием. Потом он водил меня по квартире. На всех стенах были развешены его живописные полотна - профессионально сделанные натюрморты, пейзажи, эскизы декораций к фильмам.
Прощаясь, в дверях протянул руку для рукопожатия: "А я тебя помню. С 50-го года, с "Шевченко".
А в третий раз я видел его уже на Новодевичьем кладбище 20 октября 94-го. Гроб с телом несли Никита Михалков, Николай Бурляев и другие соратники Мастера. Он не умрет в наших сердцах, пока люди будут сохранять любовь к светлому и талантливому искусству.
В 1995 году на кинофестивале "Московский Пегас" в Доме Ханжонкова фильм С.Ф. Бондарчука "Борис Годунов" стал лауреатом. Награду приняла вдова режиссера Ирина Константиновна Скобцева. Она заметила, что с 1986 года этот фильм был под запретом...