ПОДСЛЕПОВАТАЯ РАЗВЕДКА

С 60-х годов военные наблюдения из космоса стали источником получения неоценимых по важности данных. Ведь с орбиты любая территория видна, как на ладони: современные системы обнаруживают и фиксируют не только грузовики с солдатами или зенитные установки, но даже футбольный мяч на стадионе. Однако, как ни печально это констатировать, российская космическая разведка находится сейчас не в лучшей форме.

Обвальное уменьшение финансирования космической отрасли в 90-е годы не прошло бесследно: спутниковая группировка, включающая все аппараты и военного, и гражданского назначения, стремительно сократилась. Еще не так давно у нас на орбите было около 200 спутников, а сейчас 93. Да и из оставшихся более 80 процентов выработали свой ресурс. Ситуация более чем серьезная. Весьма жесткую оценку положению дел в отрасли дал Владимир Путин на заседании Совета безопасности РФ в январе нынешнего года: "Программа космической деятельности на 1996-2000 годы выполнена только на 40 процентов... Ни по одному из направлений - ни гражданскому, ни военному - похвастаться нечем... Резко уменьшилась отдача космических систем в области национальной безопасности... Без этой (военно-космической. - В. Г.) составляющей невозможно укрепление глобальной стратегической стабильности в мире".
Сегодня у нас осталось только 43 спутника, работающих специально для военных, и еще около двадцати двойного назначения, запущенных для решения как оборонных, так и народнохозяйственных задач. Столь небольшого количества, по мнению специалистов, недостаточно для обеспечения национальной безопасности России. Для сравнения: в состав орбитальной группировки Пентагона входят 170 космических аппаратов, включая спутники оптической, радиолокационной и электронной разведки. Это почти втрое больше, чем у нас. В результате Россия уже не имеет возможности вести круглосуточную широкомасштабную космическую разведку. В этом мониторинге появилось немало "белых пятен": в какие-то периоды времени мы не сможем вовремя обнаружить опасность. А скоро закончит свою работу еще один наш орбитальный "наблюдатель" - единственный (!) российский спутник-фоторазведчик "Кобальт". Таким образом, в ближайшее время, пока не запустят новый аппарат, наши военные не будут иметь снимков о происходящем ни на возможном южном театре военных действий, ни на других территориях.
"Наша космическая разведка в немалой степени является ослепшей и оглохшей, - сказал Александр Венгеровский, до недавнего времени возглавлявший подкомитет по вопросам разведки Государственной Думы РФ и хорошо знающий ситуацию в этой сфере. - Еще в 1999-м я по этому поводу бил тревогу, говорил о возможных тяжелейших последствиях, но услышан, к сожалению, не был..." Другой мой собеседник, просивший не называть его имени, сообщил, что российские спецслужбы имеют разносторонние (не только со спутников) источники получения информации, так что серьезные разведданные у нас, конечно же, имеются. И все же участники январского заседания Совета безопасности с большой тревогой говорили о снижении вклада космических систем в решение задач обороноспособности страны.
И речь на только о разведке. В космической навигационной системе ГЛОНАСС, предназначенной для точного определения местонахождения отряда, корабля или автомобиля, должно быть 24 спутника. Сейчас в российской системе их всего 9, и значит, наша навигационная система нормально функционировать не в состоянии. Можно привести и другие примеры. Вывод очевиден: если страна хочет иметь современную армию, то должна позаботиться об орбитальной группировке. "Информация, поступающая от космических систем, - подчеркнул заместитель секретаря Совета безопасности Алексей Московский, - интегрирована в контур боевого управления современного оружия. Она стала достоянием командиров на поле боя и реально определяет возможности не только Вооруженных сил в целом, но и отдельных подразделений". Нужны ли еще аргументы?