НЕНЬКА

25 сирот разных национальностей и цвета кожи усыновила Ольга Михайловна, одинокая женщина из города Сумы.

- Ольга Михайловна, как это все началось?
- А ко мне с детства тянулись дети. Самой было лет 10-12, а малыши на улице лезли на руки.
- Может, это своего рода аура? Аура доброты?
- Иногда я смотрю на себя со стороны - ведь это действительно кошмар: взять на себя ответственность за столько судеб! Но я с детства мечтала о большой семье. Может, потому, что росла без отца, он умер от лейкемии: облучился на Балтике. А может, все началось с учительницы Клары Яковлевны Поповой, которая любила повторять: "Если не я, то кто же?" Только теперь быть мамой - моя профессия и смысл моей жизни.
- У вас 25 детей, а сколько из них приемных?
- Все дети мои! У меня все родные!
- А, как бы это сказать, тут же дети разных национальностей...
- Что вы такое говорите! У меня все дети украинцы.
- И черненькие?
- Черных у нас нет! Это сумка у вас черная. А дети у меня - шоколадные! А ведь и шоколад бывает разным- бывает темнее, бывает светлее.
- Как же вы их собирали? Где можно найти сколько негритят?
- Однажды прочитала в газете о мальчике, который родился без ручки. Это было последствие Чернобыля, мать его бросила в роддоме... С этого все и началось...
Ольга Михайловна решила тогда любой ценой вернуть мальчику руку. Даже повезла его в далекий сибирский город Курган к знаменитому Илизарову. Илизаров пообещал помочь. Притом бесплатно. Это было в начале 90-х. Вскоре Союз развалился, Илизаров умер... Во время нашей встречи с Ольгой Михайловной Егор был в Артеке. Путевку мальчишка заработал, победив на каких-то легкоатлетических соревнованиях. Мать, чтобы уберечь ребенка от психической травмы, понимая, что в обычной школе Егору не избежать насмешек, отдала сына в частную школу. Конечно же, это дорого, к тому же никаких льгот нет, зато теперь Егор осваивает четыре иностранных языка, считается одним из лучших спортсменов в школе, увлекается компьютером. Вот только жаль, что дома компьютера нет - не по карману.
Во время наводнения в Закарпатье десятки детей остались сиротами. Ненько попросила отдать ей на воспитание сирот из зоны бедствия. На нее посмотрели, как на сумасшедшую:
-Что? Еще? Вам что - мало?
-Но почему нет? Ведь детские дома переполнены!
Своих разноцветных детей она собирала через Киевский центр усыновления. Старалась обогреть самых одиноких, самых проблемных. Тех, кому участь изгоев придется терпеть из-за цвета кожи или физических недостатков.
В центре собраны анкеты всех сирот. Больше трех тысяч ребят уже увезли за границу. Для Ольги это больной вопрос: они что, нам не нужны? Вымирающая страна отдает своих детей! Это же нонсенс.
А вот еще одна несуразица. Семейный детский дом в украинском городе Сумы содержится исключительно на средства добрых англичан. В 30 километрах от Лондона находится офис благотворительной организации "Жилье и надежда детям". Отставной полковник британской армии Марк Кук и бывший украинец Богдан Римаренко купили в Украине под детские дома семейного типа 127 добротных строений. Одно из них выделено самой многодетной в городе семье.
Обласканным иностранцами детям могут позавидовать многие сверстники: двухэтажный коттедж, мягкая мебель, холодильник, телевизор. Если верить начальнику управления по делам молодежи Сумской облгосадминистрации Любови Никоновой, на каждого ребенка из местного бюджета выделяется по 135 гривен. Плюс предусмотрены средства на оздоровление. Но вот незадача, эта радужная информация не совпадает с рассказом Ольги Михайловны.
- Лето позади, а я ни копейки на детей не получила. Просила: дайте хоть 20 гривен, чтобы детвору ягодами накормить! Ответ один - "немае коштив". Денег, значит.
На пропитание семья зарабатывает сама. Да и что можно купить ребенку на те девять гривен в месяц, что дает исполком на питание, и четырнадцать, выделяемых на одежду? Суммы этих жалких подаяний хватает лишь на полбуханки хлеба в день. Картошку выращивают сами - за зиму детвора съедает целую тонну. Крупу, порошок, мыло покупают на деньги, вырученные за козье молоко. Чтобы мало-мальски подготовить семейство к школе, пришлось пожертвовать несколькими домашними курочками и продать их на базаре. А вот о новой одежде даже мечтать не приходится, привыкли довольствоваться тем, что дают благотворительные общества. Ожирение цветастому семейству не грозит, но и от голода они застрахованы. Хозяйство в доме большое, и у каждого из детишек свои обязанности.
Шестнадцатилетний Костя - главный "шеф-повар" в доме. Это он покупает продукты, составляет меню на завтрак, обед и ужин.
Мечтающая стать фотомоделью Оля пока занимается в доме животноводством, мама рассказывает, что девочка исполняет роль опытного зоотехника, принимает роды у коз, которых в хозяйстве много.
- Наверное, это наша "хохляцкая" жадность, - смеется Ольга Михайловна. - Действительно, коз у нас много, ведь у каждого из детей проблемы со здоровьем, а козье молоко целебное.
Карина и Саша - хозяева в огромной семейной теплице, хотя работы здесь хватает всем.
В хозяйстве много птицы, за которой ухаживают самые юные члены семьи.
- Хорошо, когда яички свеженькие есть, - говорит Ольга Михайловна, - хорошо поймать петушка - и в борщ! А индеечку к Рождеству - чем плохо? Все хозяйство- забота детей.
Был еще один вопрос, который мучил нас во все время разговора:
- А как относится к детям ваш муж?
Ольга Михайловна смущенно улыбнулась и махнула рукой:
- Сбежал он. Сказал - "собираешь мусор, а я их должен кормить"...
- А вдруг после публикации в "Труде" объявится мужчина, который так же беззаветно любит детей, как и вы?
- А разве есть такие мужчины?.. - невесело рассмеялась она.
Каким-то странным, непостижимым образом фамилия Ольги Михайловны отражает ее главную человеческую суть. Объяснить по-русски, что означает "ненька", - непросто. В словаре написано: мама. На самом деле в этом слове куда больше скрытого смысла. Чуть ближе, наверное, матушка плюс няня. Но все равно не то. Сколько в "неньке" нежности и тепла, сколько благодарности и доброты - знает украинец. Пусть даже с самым что ни на есть африканским цветом кожи.