ВРЕМЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

24-часовой визит в Ашхабад российской делегации во главе с министром энергетики Игорем Юсуфовым завершился тем, к чему подталкивала обе страны сама логика экономических реалий и объективные обоюдные потребности: Туркменистан и Россия приступают к масштабному и долгосрочному экономическому партнерству.

Как ожидается, парафированный документ будет подписан на уровне глав государств или правительств. Речь идет не о локальных договоренностях, а о стратегии долгосрочного сотрудничества, затрагивающего самые различные сферы. Как заметил один из членов российской делегации, "сегодня мы запустили локомотив, который потащит за собой весь вагонный парк". При этом никто не скрывал, что "парк" этот нуждается в ремонте, профилактике и хорошей чистке...
Проблем скопилось немало, и их решение потребует от обеих сторон профессионализма и организационных усилий. А политическая воля уже присутствует, причем на самом высоком уровне, о чем было заявлено и президентом Ниязовым, и министром Юсуфовым, выступавшим от имени и по прямому заданию президента Путина. После этого главы рабочих групп действовали уже скорее в качестве технократов, выполняющих поручения своих руководителей.
Главное, что удалось сделать в ходе ашхабадских переговоров - это договориться о принципах сотрудничества. Отныне оно будет развиваться на основе экономической выгоды и целесообразности для обеих сторон. Отставлены в сторону прошлые недоразумения, никто уже не собирается ожидать "созревания клиента". Состав нынешней российской делегации - а это руководители крупнейших компаний - люди дела. И потому говорили они со своими туркменскими коллегами на одном языке - цифр, объемов, сроков.
Переговоры подвели черту под бесплодными дискуссиями о том, кто же все-таки Туркменистан и Россия на газовом рынке - конкуренты или партнеры. Как заявил Игорь Юсуфов, "у Туркмении есть объемы топлива, которые она может поставлять, у нас есть средства и возможности эти объемы получать". Россия до 2005 года подготовит свою трубопроводную систему, расширит ее пропускную способность, после чего туркменский газ начнет поступать в тех объемах, которые будут устраивать обе стороны. При этом Юсуфов добавил, что это никак не отразится на традиционных поставках туркменского газа в Украину.
Столь же конструктивными были подходы сторон к проекту Трансафганского трубопровода. Ниязов пригласил Россию участвовать в его реализации "в тех направлениях и масштабах, в которых это будет выгодно".
Отметим, что "трансафган" - это не только труба, но и инфраструктура, коммуникации, вспомогательные сооружения. Россияне говорили о своей заинтересованности в поставках для этого своей техники, запчастей, оборудования, привычного для афганцев и не столь дорогого, как западное. Достигнута договоренность о российских инвестициях в перерабатывающую отрасль Туркменистана, в частности, в реконструкцию Сейдинского нефтеперерабатывающего комбината, о возобновлении поставок в Россию хлопкового волокна, о совместном сооружении железнодорожной магистрали вдоль побережья Каспийского моря, по ряду других важнейших вопросов. Реализацией всего комплекса договоренностей отныне будет заниматься образованная туркмено-российская Межправительственная комиссия, включающая десятки компаний, ведомств и организаций с обеих сторон. Многие из ее членов знакомы еще с советских времен, им легко будет говорить друг с другом.
Совершенно очевидно и другое: упражнения некоторых политологов с их надуманными и уже изрядно поднадоевшими "геополитическими" раскладами относительно туркмено-российских отношений лишь вредят двустороннему партнерству. Все это, по выражению Игоря Юсуфова, "вчерашний день". Наступает время специалистов.